17:18
USD 89.51
EUR 96.93
RUB 0.97
Общество

Заповедь заповедника: не навреди!

С детства у меня при слове «заповедник» возникала мысль о далеком уникальном Сары-Челеке. Не каждый в свое время мог там оказаться, ведь охраняемая территория не предполагает наличия зон отдыха туристов. Сохранение и восстановление уникальных видов животных - основная задача знаменитого уголка нетронутой природы. Однако времена меняются, и в последние годы это место стало популярным для разных видов отдыха. Скандал вокруг этого безобразия вышел на новый уровень.

Дитя не плачет - мать не разумеет

От столицы до заповедника - 500 километров. Не каждый может оказаться свидетелем сущего безобразия, которое творится вокруг уникального озера. Но те, кто видел человеческие злотворения, не могли скрыть своего возмущения. Граждане, не равнодушные к судьбе своей Родины, бьют тревогу. В редакцию ИА «24.kg» поступило письмо от Виталия Жукова, который, как оказалось, уже не первый год ведет активную борьбу с варварским отношением людей к природе. «Часто бывая на Сары-Челеке с туристами, - говорит он, - устал смотреть на происходящее и решил помочь тем, кто также пытается защитить этот заповедник».

По его словам, это в основном люди, работающие или когда-то там работавшие, а после уволенные из-за того, что слишком яростно защищали правду.

Первая попытка

Надо сказать, Виталий оказался инициативным молодым человеком, который не бросает начатое дело на полпути.

В первом своем обращении в приемную президента Алмазбека Атамбаева (и никак не ниже) еще в ноябре 2013 года он рассказал не только об антисанитарном состоянии территории, но и о выпасе скота, вырубке леса и браконьерстве. Буквально через месяц из Государственного агентства охраны окружающей среды и лесного хозяйства последовал ответ. Судя по документу, работники ведомства, ну кто бы сомневался, ситуацию увидели совершенно иначе. Любезно выразив «особую признательность за заботу о состоянии уникальных природных уголков страны», специалисты заключили, что ничего криминального на территории не происходит.

Статс-секретарь Бахтияр Абдиев в ответном письме написал: «Мусор своевременно вывозится, скотина на территорию заповедника больше не ходит, браконьерство остановлено, рубки леса не происходит, кроме плановой очистки лесов от захламления, согласно наряду, выданному госагентством».

Думается, что это тот самый случай, когда благодаря определенным пунктам в законодательстве всегда находятся оправдания некоторым действиям. Хочется напомнить специалистам, что территория заповедников должна быть в полном смысле слова неприкосновенной. Не только охотиться на зверей или птиц, но и сено косить, собирать грибы или орехи там вовсе нельзя. Только в этом случае учреждение будет оправдывать свое важное назначение.

Санитарные рубки, расчистка лесных площадей - что же, спрашивается, остается от «типичных природных условий» и где отличие заповедника от обычного лесхоза? И даже если такой пункт существует, кто и по каким параметрам регулирует, когда нужно и когда хватит? Разве это не лазейка для недобросовестного руководителя? А согласно закону об особо охраняемых природных территориях, такой пункт все-таки имеется, он гласит, что «запрещаются все виды рубок, кроме выборочно-санитарных по согласованию с научными учреждениями». Пока же, если кто-то вырубит кубометры ценной древесины, их нередко списывают на санитарную вырубку.

И самое примечательное из письма: «Район озера Сары-Челек - это территория зоны восстановления и экологического туризма, где действительно в туристический сезон можно встретить некоторые негативные явления». Модным словом «экотуризм» в последнее время прикрывают многое. Проведение экологического туризма основано на воспитании бережного отношения населения к богатствам природы, он проводится в познавательных целях. Проходить он должен по разработанным экологическим маршрутам, а поступающие от его реализации денежные средства идут на развитие биосферного заповедника.

А вот так выглядит экотуризм на берегу озера Сары-Челек.

alt

alt

Как сельчане письма писали...

Кто все эти люди, обеспечивающие сервис на берегу озера? Конечно же, жители местных сел. Район заповедника - во всех смыслах богатый край. В летний период здесь процветает туристический бизнес, но и кроме этого есть что делить. Как оказалось, между двумя селами Аркыт и Кызыл-Туу давно худой мир. Так, в 2013 году произошел конфликт из-за того, что обитатели Кызыл-Туу стали пасти скот на особо охраняемой природной территории и тем самым возмутили соседей, чье село находится буквально в самом заповеднике. Межведомственная рабочая комиссия, созданная тогда правительством, навела кое-какой порядок. Обиженные и недовольные жители Кызыл-Туу в отместку выложили в СМИ, как они считают, всю правду, где высказали прямым текстом, что «практически все жители села Аркыт - потенциальные браконьеры, рыбы в озере не осталось, потому что ловлей занимаются круглогодично с использованием запрещенных снастей, на любых площадях заготавливаются сено и дрова». Вырубаются тянь-шанские ели и каповые ореховые леса.

По их словам, ежегодно с территории заповедника вывозят до 30 тонн капа. Одним словом, Сары-Челекский заповедник они назвали «закрытым сельскохозяйственным частным предприятием жителей села Аркыт». А что касается выпаса скота, по их мнению, люди веками жили на этих джайлоо и прекрасно сосуществовали с природой. Одним словом, в дележке зон заповедника участвовали все, кроме представителей флоры и фауны. Им места-то и не хватило, поэтому в последние годы животные мигрируют в соседние урочища, где заповедный режим не действует...

Вторая попытка

Не удовлетворившись полученным ответом, Виталий Жуков 3 июня 2014 года отправил второе письмо президенту, в котором к жалобам на бездействие местных властей и Госагентства охраны окружающей среды и лесного хозяйства прилагались некоторые публикации в СМИ и фотоматериалы, подтверждающие, что безобразия продолжаются. Дело направили в Государственную инспекцию по экологической и технической безопасности.

Список нарушений, которые предстояло проверить комиссии, состоял более чем из 10 пунктов. Заведующий отделом по контролю за биоресурсами госинспекции Абдумалик Элеманов вместе с ведущим специалистом Саадат Абдыкадыровой без предупреждения приехали к месту назначения 5 июля, в самый разгар выходного дня. Как рассказывают сопровождавшие, навстречу членам комиссии поспешил мужчина в домашних тапочках. Им оказался директор заповедника Эсеналы Ормоналиев. В течение полугода до этого ни экологи, ни журналисты, ни активисты не могли застать его на рабочем месте.

И вот что первым делом зафиксировали сотрудники госинспекции: число отдыхающих на берегу - 534 человека. На территории заповедника припарковано 69 машин. К слову, только за последний месяц плата за въезд через шлагбаум составила 474 тысячи 580 сомов. Не обращая внимания на надпись «Купание в озере запрещено», около 20 человек весело плещутся в Сары-Челеке. Повсеместно в казанах готовится обед, а люди шумно общаются, удобно расположившись на топчанах. По желанию посетителей местный парень Канатбек Абдывалиев на своем катерке Filerlorm за 200 сомов минут десять готов покатать по озеру. Кстати, за использование акватории Сары-Челека в администрацию он платит 50 тысяч сомов. Несмотря на то что прогулочное судно рассчитано всего на пять человек, потеснившись, на борту расположились 13. Это притом, что использование моторной лодки или подобного водного транспорта разрешено лишь сотрудникам заповедника и строго в рабочих целях.

А чуть позже перед участниками комиссии предстала еще более печальная картина. С территории заповедника в сторону села на грузовой машине ГАЗ-53 с госномером S 0931 AZ везли явно свежесрубленные стволы ценной древесины - грецкого ореха. Остановленный водитель, житель села Аркыт Насыр Токтогулов, упорно доказывал, что дрова заготовил из свалившихся орешин, предварительно оплатив бухгалтеру Мундуз Калыбековой всего 360 сомов.

alt

Отправившись дальше, проверяющие обнаружили, что на 19-м квартале Сары-Челекского лесничества начато капитальное строительство. На территории береговой линии озера без положительного заключения экологической экспертизы Госагентства охраны окружающей среды и лесного хозяйства уже залит фундамент. Согласно документам, сметная стоимость проекта составляет 685 тысяч сомов. Как объяснил директор заповедника, «это туалет».

alt

Убийственные данные

Столько нарушений было выявлено всего лишь за один день. А согласно отчетам, которые руководство исправно и вовремя представляет, в 2014 году работниками лесной охраны, которая имеет 25 сотрудников, выявлено всего 7 фактов нарушения режима заповедника, из них 4 факта ловли рыбы, 1 - порчи земель, 1 - самовольной рубки и единственный случай браконьерства. В мае нынешнего года у гражданина Бактыгула Камчыбекова изъяли мелкокалиберную винтовку ТОЗ-8, часть туши козерога и мясо медведя.

Браконьерство - особая страница в деле о заповеднике Сары-Челек. Официальные данные заставляют усомниться в их полноте, слишком они безобидные, в то время как на деле ситуацию можно назвать криминогенной. По словам Виталия Жукова, задержанные браконьеры разрешают ситуацию или на месте с егерем, или на уровне районной администрации. «Есть среди работников совестливые ребята, они отлавливают охотников и протоколы оформляют, как положено, но вышестоящие чиновники дела закрывают», - рассказывает он.

«А те из сотрудников лесной охраны, которые начинают искать справедливость, лишаются работы, которой и так в тех краях нет», - добавляет защитник природы. Поэтому рассчитывать на открытое свидетельство не приходится, зато можно делать выводы исходя из того, что численность некоторых видов животных стремительно сокращается. Согласно данным за прошлый год, происходит уменьшение популяций волка, рыси, лисицы, косули, кабана. Зато с каждым годом становится все больше шакалов, и, судя по всему, не только в животном мире Сары-Челека, но и среди людей.

Время не ждет...

Результаты проверки уже переданы в региональное управление по Чаткальскому, Ала-Букинскому и Аксыйскому районам, работники которого должны принять меры для устранения выявленных нарушений. После того как мы дозвонились до начальника этого управления Ырыспека Ырзабекова, надежды на скорое решение проблемы снова пошатнулись: «Да, недавно, кажется, была комиссия из центрального аппарата правительства, они вроде проверили, но какое решение приняли, не знаю, у меня пока данных по Сары-Челеку нет. Возможно, такое письмо и поступило, однако я в данное время в отпуске. Будем принимать меры согласно закону. А вообще, мы планировали свою региональную проверку в сентябре».

Ну что тут сказать? Вовремя, конечно, поедут с проверкой. Как раз к тому времени туристический сезон на берегу знаменитой «Желтой чаши» подойдет к завершению. Впрочем, нарушений в государственном биосферном заповеднике полно в любое время года.

Бизнес