13:57
USD 84.57
EUR 102.88
RUB 1.18
Общество

Шик и пшик наружной рекламы в Бишкеке

Сегодня в Бишкеке Госагентство антимонопольного регулирования провело мониторинг наружной рекламы. В ходе проверки даны предписания об устранении нарушений шести торговым организациям, в частности магазинам одежды. В акции принял участие и глава госагентства Болсунбек Казаков, который сообщил журналистам, что основная цель - донести потребителю информацию о нарушениях Закона КР «О рекламе».

Растаяли цены

Мониторинг начался неподалеку от офиса госагентства, и уже в двух шагах от здания глава ведомства начал указывать на нарушения в наружной рекламе близлежащих бутиков. «Вы сами видите, что в настоящее время во многих магазинах пора скидок. Однако по законодательству их хозяева должны были указать сроки скидок. Например, распродажа у них идет не постоянно, а с определенного числа, и заканчивается в конкретный день. Но - вы сами свидетели - многие предприниматели, нарушая закон, не указывают даты, а если и указывают, то очень мелким штифтом, который потребителю не бросается в глаза. Сейчас мы по итогам этого мониторинга выносим предупреждение, чтобы владельцы бутиков привели свои действия в соответствие с законодательством. В следующий раз даем предписания и штрафуем», - пояснил Болсунбек Казаков, сославшись на историю с теми бутиками на улице Тыныстанова, которые устранили нарушения и указали сроки распродажи.

И вот группа из сотрудников госагентства и представителей СМИ выходит на Киевскую, которая пестрит сообщениями о сезонных скидках.

alt

По словам чиновника, в отдельных магазинах одежды, таких, как Sela, сезон скидок продолжается чуть ли не круглогодично. «Мониторинг мы проводим еженедельно. Итоги его докладываем департаменту рекламы мэрии столицы, на основе наших предписаний демонтируются рекламные щиты, которые установлены в нарушение закона. Я бы хотел обратиться к горожанам и потребителям, чтобы они были внимательны. Все эти уловки продавцов направлены на то, чтобы ввести покупателей в заблуждение. Недобросовестные предприниматели в некоторых магазинах круглый год объявляют скидки, но когда заходишь в помещение, выясняется, что скидки есть только на определенные вещи и товары. Это является нарушением законодательства КР», - сказал Болсунбек Казаков.

А вам штраф!

В ходе мониторинга в молодежном брендовом магазине MGN Extrа помимо нарушений по нераспознаваемости рекламы, когда текст написан слишком мелко, выявлены и другие - например, отсутствие дублирования текста на госязыке. Как отметила заведующая отделом контроля рекламы агентства Назина Алыкулова, все ценники на товарах и информация в наружной рекламе должны быть на государственном языке. «Реализуемый в данном магазине товар продается с нарушениями. Вот указана цена, однако информация предоставляется на английском языке. Согласно закону о защите прав потребителей, информация для покупателя должна быть на двух языках - государственном и официальном. Также здесь должна быть информация для потребителя: что это за товар, когда произведен, кем, срок годности, время эксплуатации», - отметила специалист.

alt

Особо хочется отметить, что во время рейда предприниматели, чьи магазины попали под наблюдение представителей СМИ, вели себя крайне эмоционально. Если в магазине «Бренд» признали нарушения или хотя бы сделали вид, то в магазине напротив - MGN Extrа - его представитель даже не разрешила снять рекламный щит компании, требуя разрешения. Благо, до ее появления журналисты успели сделать снимки не только на улице, но и внутри магазина.

По словам заведующей отделом контроля рекламы Назины Алыкуловой, масштабный мониторинг сотрудниками агентства проводится раз в неделю, но сотрудники ежедневно проводят осмотр главных улиц столицы, где реклама расположена в основном на билбордах, растяжках, на фасадах, вдоль дорог. Но есть и мелкая наружная реклама - щиты и штендеры. «При выявлении нарушений предупреждаем предпринимателя. В случае неисполнения предписания налагается штраф до 100 тысяч сомов», - отметила она. Однако специалист не стала уточнять, кто из компаний в последнее время был наказан сомом.

Права дольщиков

В ходе мониторинга Болсунбек Казаков также отметил, что в последнее время участились случаи недовольства потребителей по поводу рекламы квартир в строящихся домах. В связи с этим в настоящее время специалисты агентства изучают контракты о купле-продаже между строительными компаниями и дольщиками. «Не каждый гражданин у нас юридически подкован. Во многих контрактах нарушаются права дольщиков, зачастую их обманывают посредством рекламы. К примеру, «АзияКурулуш», помните, через СМИ так рекламировали, что можно было подумать, что квартиры даются почти даром. А что в итоге? Многие остались ни с чем. Чтобы не допустить подобного, мы изучаем контракты, и в случае выявления такого рода нарушений будем принимать жесткие меры - вплоть до судебного иска», - заявил чиновник.

«Вызывает недовольство потребителей и то, что цена за квартиру на рекламном щите не всегда соответствует реальной цене за один ее квадратный метр. Например, на рекламном щите указана цена в $600 за квадрат, а при заключении контракта выясняется, что существуют дополнительные условия, и цена возрастает до $700. То есть потребителя вводят в заблуждение», - пояснила Назина Алыкулова.

alt

По итогам мониторинга выявлены следующие нарушения. Магазин LION на рекламных щитах указал дату проведения скидок слишком мелким шрифтом. Магазин «Бренд» заявил на витрине о скидках в 70 процентов, однако внутри магазина товаров с подобными скидками не было обнаружено. Магазин MGN Extrа  указал на рекламных щитах сроки скидок мелким шрифтом, кроме того, в одном случае информация не соответствует действительности, так как срок действия скидок прошел, но рекламный щит все еще висит. Магазин Colin's на рекламных щитах дата проведения скидок указал мелко.

alt

Таким образом, представители СМИ вместе с Агентством антимонопольного регулирования только за один неполный день выявили массу нарушений. Для этого им не пришлось долго ходить. А если бы пришлось?

alt

Бизнес