01:06
USD 89.51
EUR 96.93
RUB 0.97
Общество

Кто Вы, господин Китай?

Этот вопрос, пожалуй, задавал себе каждый из делегации СМИ Кыргызстана, приглашенной в Поднебесную по линии Госсовета Китайской Народной Республики. Вопрос о приезде журналистов, инициированном Международным фондом «Инициатива Розы Отунбаевой», решался в КНР на самом высоком уровне. Оттого и строгий протокол, а также официальность многочисленных приемов и встреч поначалу напрягли пишущую и снимающую братию. Не терпелось пройти по новым, сияющим огнями проспектам, заглянуть в окна домов, почувствовать запахи улиц и парков, услышать, как звучит Китай, кожей ощутить, как бьется его пульс. Но программа была составлена, и один только перечень объектов, которые предстояло посетить, наводил уныние: строительные компании и корпорации, фермерские хозяйства, теплицы, мосты, новые трассы...

Поворчав для успокоения души, мы решили полностью довериться выбору хозяев. Зачастую пути лежали вдалеке от знакомых туристических маршрутов. Постепенно роптание сошло на нет и сменилось неподдельным интересом. А атмосфера доброжелательного подтрунивания друг над другом, созданию которой в немалой степени способствовал руководитель группы - доктор исторических наук, профессор Тынчтыкбек Чоротегин, только облегчила тяготы путешествия.

Эпоха великих географических открытий

Именно так можно назвать 10 дней, проведенных нами в Китае, 10 дней, которые в корне изменили отношение к Большому соседу, расположившемуся за грядой Тянь-Шаньских гор.

Открытие первое. Лететь из Кыргызстана до Китая всего полтора часа. Оттого и климат в первой точке нашего маршрута - в столице Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР) городе Урумчи - мало чем отличается от привычного, бишкекского. Этот регион на северо-западе Китая - самая большая по площади административная единица КНР. Здесь же, в Джумгальском бассейне, находится самая удаленная от океана точка суши на Земле. До открытого моря от нее 2 тысячи 648 километров. До моря далеко, а до нас на удивление близко.

Открытие второе. Некоторые районы Китая по своей природе похожи на Кыргызстан как братья-близнецы. Таким предстал перед нами Казахский автономный округ Или, который входит в состав СУАР. В нем проживает 150 тысяч казахов, всего их в Китае 1,4 миллиона. Много? Привыкайте, говорят нам, это же Китай.

alt

Едем по трассе, и возникает дежавю: кажется, что находишься в Караколе или Рыбачьем. И правда, чуть в стороне за горами лежит Иссык-Куль, воображение подсказывает - еще чуть-чуть и мелькнет синяя гладь озера. В состояние реальности приводят только вывески с иероглифами да отличное состояние дорог. Магистралей такого уровня у нас нет даже в столице, а тут - сельская окраина страны, глубинка. Вот и получается: природа похожа, а деяния рук человеческих - нет.

Открытие третье. Несмотря на рекордное число жителей, в провинциальных городках Китая на улицах почти не видно людей, да и частных машин не густо. В городе Сан-Джи, центре уйгурского автономного округа, поражает четкая геометрия просторных улиц и площадей, обилие зеленых насаждений. В нем проживает 600 тысяч человек, приблизительно столько же составляло население Фрунзе в 1970-е годы. Неподалеку расположен молодой город Шихыцзы - центр текстильной промышленности региона. На русский язык название переводится как Каменистая река. И это очень точно. Город построен несколько десятилетий назад буквально на пустоши, на высохшем русле водной артерии. В нем нет небоскребов, да они пока и не нужны в провинции, зато видна продуманность архитектурных решений, устремленность в будущее. Строили с расчетом на то, чтобы потомкам не было тесно и через несколько десятилетий не пришлось им менять планировку и перестраивать все заново.

alt

Колесим по улицам, но праздношатающихся людей нет - все при деле, все при работе, а у нас миллионы в ее поиске. В отчаянии они тысячами покидают Кыргызстан.

Новая экономическая политика

Несколько лет назад правительство Китая взяло курс на развитие экономически отсталых провинций. Принцип избрали простой до гениальности: за каждым бедным районом закрепили богатый, призванный оказывать ему помощь. Но происходит это не в виде прямых финансовых дотаций, которые легко могут осесть в чьих-то карманах. Над СУАР шефствует самый богатый район Китая - Джансу, где расположен Пекин. В регионе, в чем мы могли убедиться, активно прокладывают новые дороги, заново создают инфраструктуру, возводят многочисленные туристические объекты, строят целые жилые городки для кочевников, и тем самым не только создают новые рабочие места, но и меняют менталитет людей, приобщая их к новым видам деятельности. По такому принципу в долине, неподалеку от традиционной стоянки чабанов, которые летом пасут скот на горных пастбищах, возведен городок. К нему подведены все коммуникации вплоть до Интернета, хотя с этим в СУАР, надо признать, есть проблемы. Далеко не все сайты открываются и не везде можно выйти во Всемирную сеть.

alt

Дома спроектированы с учетом привычки людей жить в юртах, поэтому часть здания по форме напоминает жилище кочевников. Уже осень, скоро они вернутся на место зимовки и займут эти дома. Здания, чтобы не простаивали зря, местные власти могут сдать в аренду туристам, если те захотят. И так будет каждый год. А пока на новое место жительства приехала только одна семья, установила юрту и варит себе еду в ожидании заселения.

alt

Очень похоже на Кыргызстан, правда? Только деревня построена не на бумаге, а в реальности, и приносит доход. В очередной раз убеждаемся, что китайцы умеют и экономить, и зарабатывать, в этом им не откажешь.

Господин Чен, сотрудник информационного отдела Госсовета - один из наших многочисленных сопровождающих, которые ни на минуту не оставляли нас одних, отвечая на дотошные вопросы журналистов, напомнил программные для Китая слова Дэн Сяопина. Он сказал, что «первыми в стране разбогатели самые трудолюбивые люди, но потом мы должны сделать таким все общество». И общество услышало посыл власти, которая - в отличие от нашей - пользуется в стране абсолютным авторитетом. И дело не только в исторической традиции сакральности власти в Китае, а еще и в том, что она научилась слушать общество, вникать в его потребности. У политбюро Компартии, у многих министерств свои научно-исследовательские институты, которые проводят регулярные социологические исследования, делают срез настроения общества, формулируют его проблемы, выявляют потребности, выносят свои рекомендации. Экспертное мнение в виде докладов поступает на самые верхние этажи эшелона власти, которая на основе сравнительного анализа принимает то или иное решение. Оно имеет статус закона, подлежащего беспрекословному исполнению.

В Кыргызстане за последние годы произошло две революции, насильственная смена власти стала привычной. Но сказать, что это поспособствовало развитию страны, послужило катализатором экономического роста, нельзя. В сентябре 2012-го в КР в очередной раз сменился премьер и состав кабинета министров. Смогут ли они в изменившихся международных и политических условиях принять мудрые решения, которые народ безоговорочно поддержит? На это остается только уповать.

Трудоголики

Кажется, что столица СУАР вообще не спит. Работают магазины и кафе, расположенные вблизи нашей гостиницы, отовсюду звучит музыка, вдоль домов выстраиваются шеренги мелких торговцев незамысловатым ширпотребом. Тут тебе и привычные нашему глазу китайские тапочки, сумки, дешевая бижутерия и примитивные сувениры. Бери - не хочу. И правда, уже не хочется, картинка вызывает лишь ностальгические настроения: охотку до этого товара мы сбили в далекие 1990-е, когда все, что блестит, вызывало неподдельный интерес.

Теперь интерес вызывают люди, обеспечившие в последнее десятилетие прорыв, позволивший назвать Китай второй экономикой мира.

На одной из площадей ночного Урумчи стоит аромат жареного мяса и овощей.

alt

«Что меня фотографировать?! - сердится повар, который прямо на ваших глазах готовит маленькие кулинарные шедевры. - Лучше покупайте. Шашлык отменный». Но мы, избалованные вниманием пригласившей стороны, организовавшей нашу поездку по Китаю, на каждом этапе которой нас просто закармливали самыми изысканными блюдами, отказываемся.

alt

А ранним утром, когда город только просыпается, его жители уже чистят ботинки в преддверии нового трудового дня.

alt

Прямо на улице проводят планерку сотрудники маленького кафе.

alt

Старики обсуждают свои проблемы. Им есть о чем поговорить, чему удивляться. Ведь еще совсем недавно город с его высотками, многоуровневыми дорогами и развязками, да и сельскохозяйственные провинции представляли совсем иную картину.

Китай долгие годы голодал. В пищу шло все, что хоть отдаленно напоминало еду. Сейчас голод отступил, многочисленные поля, с которых фермеры на наших глазах собирали богатый урожай, тому подтверждение. «В этих краях мне пришлось поработать, - сказал переводчик, глядя в окно автобуса, когда мы проезжали по провинции Синь-Цзян. - Еще 6 лет назад ничего подобного здесь не было. А сейчас крестьяне даже новые дома начали строить».

alt

alt

В каждой деревеньке нет-нет, да и мелькнет новая крыша - обязательно красного цвета, символизирующего достаток. Везде видны результаты каждодневного рутинного труда. Никто не ждет помощи извне, люди сами решают свои проблемы на своей земле. И на вопрос заезжих журналистов, кто же Вы, господин Китай, они с полным правом могут ответить: «Имя этому господину - Труд».

Фото ИА «24.kg».

Бизнес