03:25
USD 84.55
EUR 102.57
RUB 1.18
Общество

Фемида.kg vs афганские вертолеты

Скандальная история с афганскими вертолетами, незаконно пересекшими границу Кыргызстана, тихо закончится в суде: ни виновных, ни самих вертушек, ни порядка?

Три, три, три... дырка

В феврале 2012 года Кыргызская транспортная прокуратура возбудила уголовное дело по факту незаконной выдачи разрешений на использование воздушного пространства КР тремя вертолетами авиакомпании Ajram Air Cargo - Ка-32 (YA-AJA) и Ми-8МТВ (YA-ADJ и YA-AJB). В ходе следствия всплывали очень интересные подробности, о которых ведомство незамедлительно сообщало в СМИ. В итоге на скамье подсудимых оказались 11 человек: три сотрудницы ГП «Кыргызаэронавигация», три работника таможни, три директора - технической базы «Манас авиасервис», базы СЭЗ «Ак-Чий» и департамента гражданской авиации, а также эксперты, проверявшие подлинность документов.

Напомним, что летом 2011 года в Оше приземлились три вертолета, следующих из Афганистана. Воздушные суда не досмотрели, поскольку прибыли они по генеральной декларации (то есть как транзитные). Из южной столицы вертушки перелетели в Бишкек. «29 сентября 2011-го воздушное судно Ка-32 (предназначено для перевозки грузов на внешней подвеске, до нескольких сотен килограммов), продолжавшее выполнять рейсы по маршруту Бишкек - Ош, отсутствовало на связи 22 минуты, а экипаж неоднократно давал ложную информацию о местоположении. Кроме того, экипаж проигнорировал запрет Бишкекского центра управления воздушным движением на выход в зону центра полетной информации и продолжил полет в аэропорт «Манас», - сообщала тогда КТП. Как выяснилось, позже члены экипажа прибыли на основании подложных бортовых документов и нарушили правила международных перелетов.

Уголовное дело сейчас рассматривает Ленинский районный суд столицы. Подсудимые ходатайствовали о неправомерном возбуждении уголовного дела в отношении них и об отправлении его на доследование. Среди подсудимых нет ни одного представителя иностранной компании, вертолеты которой незаконно пересекли границу, полгода пребывали в аэропорту «Манас» и собирались его покинуть, легализовавшись на территории КР по поддельным документам. Фемиде предстоит решить этот вопрос, значит, и суд затянется.

Сегодня прокуратура хранит гробовое молчание. Не потому ли, что представителям надзорного органа стало невыгодно афишировать подробности, которые выставляют их не в самом лучшем свете?! Дело, возможно, и вовсе не дошло бы до суда. Да вот незадача - арест снять иначе никак.

Но удивляет в этом деле другое: как на скамье подсудимых оказались специалисты, проводившие экспертизу документов, проверившие их соответствие оригиналам, выявившие подделку, на основании чего и было возбуждено уголовное дело?

К расследованию уголовного дела КТП привлекла специалистов в декабре 2011 года, когда в ходе проверки таможенники выявили три вертолета, которые еще в июле-августе прибыли из Афганистана на техническое обслуживание в «Манас авиасервис». Около полугода вертушки отстаивались на стоянках, никакого технического обслуживания не проводилось. В декабре владельцы вертолетов срывают с них таможенные пломбы и начинают готовить к отправке.

Язык мой - враг мой

Эксперты тогда установили, что все документы, имевшиеся на бортах, поддельные. Более того, ранее эти же специалисты участвовали в расследовании дела в отношении этих же вертолетов, но следствие тогда вели спецслужбы КР.

«Еще в августе 2011-го, когда воздушные суда только прибыли, проверкой занимался ГКНБ. Однако в октябре сотрудников, занимавшихся расследованием, отстранили от дела. Новый следователь прекратил дело, сославшись на то, что из Афганистана прислали оригиналы документов и они подлинные», - рассказывает один из подсудимых экспертов, пожелавший остаться неизвестным из-за угроз в его адрес со стороны транспортной прокуратуры.

Он пояснил, что на вертолеты есть два вида документов. «Каждое воздушное судно зарегистрировано в определенной стране, которая обеспечивает эксплуатанта (собственника или арендатора) определенным перечнем документов, позволяющих проводить местные или международные рейсы. Эти бумаги, как правило, хранятся на борту и дают право выполнять полеты. Второй вид документа - технический паспорт на воздушное судно», - пояснил эксперт.

Во время проверки трех вертолетов выяснилось, что все эти документы поддельные, а право собственности оформлено незаконно.

Об этом факте незамедлительно сообщили в профильный комитет Жогорку Кенеша. Был и большой «разбор полетов» в парламенте, где участвовали представители компании Sky one free zone K, Государственной таможенной службы КР, департамента гражданской авиации при Минтрансе, предприятия «Манас авиасервис»... Тогда глава транспортной прокуратуры Куван Мамакеев грозил всех виновных привлечь к ответственности. «После окончания следственных мероприятий все, кто сейчас здесь сидит и говорит, будут привлечены к ответственности. Хотел бы еще раз официально заявить, что их документы не достоверны и их сведения не правдивы», - говорил он. Но чуда не случилось!

Ба! Знакомые все лица!

В ходе следствия выяснилось, что владельцем самолетов является некий Малик Билал Насир. Личность в околоавиационных кругах весьма известная. По данным транспортной прокуратуры, он гражданин нескольких стран, в последнее время проживает в России, уроженец Пакистана. Кроме того, имеет кыргызский и молдавский паспорта и резидентскую визу ОАЭ. Учредитель и руководитель компании, специализирующейся на выдаче разрешительных документов для обеспечения полетов воздушных судов.

Засветившиеся в Кыргызстане вертолеты зарегистрированы в Дубае и принадлежат некоему бизнесмену Джалипу, который по документам отдал их в аренду Малику Билалу Насиру. Тот выполнял полеты на территории Афганистана. Это официальная информация. Неофициально Джалип и Насир - компаньоны, соучредители и друзья. И, как говорится, за все, что они делают, отвечать тоже должны вместе. Несколько месяцев, пока длилось следствие, Насир неоднократно приезжал в КР, но почему-то не был задержан кыргызскими силовиками.

За время простоя в «Манас авиасервис» вертушки успели сменить владельца. Теперь они зарегистрированы в Молдове, а их собственник по документам - некий гражданин Таиланда, представитель компании Sky one free zone K. Естественно, за грехи прежних владельцев новые ответственности не несут.

Если полистать материалы дела, выясняется, что учредители и владельцы компаний Sky one free zone K и Ajram Air Cargo - одни и те же люди - Насир и Джалип. Намеренно ли правоохранительные органы Кыргызстана закрыли глаза на этот факт? Не это ли чистой воды мошенничество, чтобы уйти от ответственности?!

Вертитесь, как хотите

Малик Билал Насир фигурирует в деле как «представитель вертолетов», даже не владелец. «Воздушное судно не может быть участником судебного процесса, это улика, как у него может быть представитель?», - задаются вопросом подсудимые. Юридический казус, похоже, допущен намеренно. И если даже объявленного в розыск Насира задержат (в чем многие участники процесса сомневаются), он отделается минимальным наказанием, поскольку предъявленные ему обвинения тянут лишь на менее тяжкие.

Зато теперь в суде экспертам приходится самим доказывать, что документы подделаны и не ими. В материалах фигурирует лишь две копии договоров, и те составлены на английском языке без перевода. 


 alt alt alt


Как выяснилось, история с вертолетами - не первый скандал, связанный с незаконным использованием воздушного пространства Кыргызстана. Тут возникает закономерный вопрос: куда смотрят силовики, призванные защищать государственную безопасность и охранять границы республики? Ведь каждый раз громкие инциденты спускались на тормозах.

В 2008 году границы КР незаконно пересекли 5 вертолетов с поддельными документами, пилоты также не имели при себе свидетельств. Прилетели из Афганистана, приземлились в Оше. По данным спецслужб, они также принадлежали Малику Билалу Насиру.

В том же году в аэропорту «Манас» совершил посадку самолет «Боинг». Проверка законности пересечения границы КР тогда тоже закончилась ничем.

Более того, Малику Билалу Насиру принадлежали и два самолета Ан-72, прилетевшие из Афганистана и приземлившиеся в аэропорту таджикского города Курган-Тюбе 12 марта 2011 года, где их задержали. Членов экипажа вскоре отпустили, а на командиров - россиянина Владимира Садовничего и гражданина Эстонии Алексея Руденко - завели уголовное дело по трем статьям Уголовного кодекса Таджикистана. Летчиков осудили и приговорили к 8,5 года лишения свободы за контрабанду, незаконное пересечение границы и нарушение правил полетов...

Сможет ли наша Фемида также жестко сказать свое слово? Или Кыргызстан так и останется страной, где не работают законы и создана почва для легализации бортов с сомнительным прошлым? А те, кому положено следить за государственной безопасностью, остаются в стороне?

Бизнес