16:10
USD 87.86
EUR 93.94
RUB 1.00
Общество

«Таза суу»: проект с подмоченной репутацией

Масштабный проект «Таза суу», который, по замыслу, должен был обеспечить чистой питьевой водой сотни сел республики, недавно приостановлен Азиатским банком развития. Замороженная сумма составила около $20 миллионов. Что же повлияло на решение банка приостановить права заемщика, то есть правительства, и почему это произошло?

Благие намерения

По словам заместителя исполнительного директора Агентства развития и инвестирования сообществ в КР (АРИС) Аскара Сатыбекова, проект «Таза суу» финансировался по двум направлениям: Азиатский банк субсидировал Чуйскую, Джалал-Абадскую, Баткенскую и Ошскую области, а Всемирный банк - Иссык-Кульскую, Нарынскую и Таласскую. При этом обе части проекта должны были улучшить доступ населения к питьевой воде посредством реабилитации систем водоснабжения и санитарии.

Казалось бы, что может быть более насущным, чем вода? Самый что ни на есть народный проект. Однако в 2010 году он неожиданно был приостановлен в первый раз. Тогда в АРИС обратились три донора - Азиатский банк развития (АБР), Всемирный банк (ВБ) и DFID (Агентство международного сотрудничества). Что же случилось? Они попросили помощи. Дело в том, что эксперты обнаружили весьма существенные нарушения в реализации проектов. Но, несмотря на просьбу таких серьезных организаций, АРИС, по словам Аскара Сатыбекова, решил отказаться от участия в «Таза суу». И на то у него было две причины. Во-первых, проект уже действовал, и в работу пришлось бы включаться на полном ходу, то есть впрыгивать в уже идущий поезд. А во-вторых, слишком уж одиозной была его слава - так сказать, подмоченная репутация.

Однако через некоторое время АРИС все-таки в проект вступил. На вопрос, почему было принято диаметрально противоположное решение, Аскар Сатыбеков ответил, что слишком важной была задача - обеспечить сельчан водой. Откажись он, и проект, а также все подпроекты могли и вовсе закрыть.

В результате 21 июля 2011 года проекты от Государственного комитета по водному хозяйству и мелиорации были переданы АРИСу.

Доверяй, но проверяй

Сотрудники агентства решили провести аудит работы предшественников. Параллельно проверку осуществлял и антикоррупционный отдел Азиатского банка. Их результат оказался слишком печальным: расходы были многократно превышены, нарушены процедуры закупок, строительные нормы и правила, использовалось старое оборудование... Исполнитель проекта, как было решено, должен был вернуть эти средства из собственного бюджета. 

Аскар Сатыбеков отметил, что на проект Азиатский банк выделял на грантовой основе около $30 миллионов. На момент прекращения финансирования освоено было около $10 миллионов, оставшиеся $20 миллионов заморожены.

Бери мочало и начинай сначала

В настоящее время, как сообщает Аскар Сатыбеков, «государство делает все возможное для возобновления финансирования проекта». Однако пока Азиатский банк не принял четкого решения по поводу участия в проекте. «При этом выходить из сектора питьевого водоснабжения не планирует, он готов предоставить техническую помощь, а затем, возможно, и новое финансирование», - сказал Аскар Сатыбеков. По его словам, техническая помощь, то есть работа иностранных консультантов по изучению проблем сектора, займет полтора-два года, а затем, возможно, будет открыто финансирование реальной реабилитации систем водоснабжения (подготовка нового проекта займет около двух лет).

Иначе говоря, денежки на реабилитацию систем водоснабжения появятся не раньше, чем через 2-4 года и на гораздо худших условиях: 45 процентов - грант, 55 процентов - кредит. От предложения провести техническую помощь, говорит Аскар Сатыбеков, в рамках существующего проекта АБР отказывается. Более того, банк нанял консультантов - иностранного и местного, которые готовят «обоснование закрытия проекта».

Сикось-накось

А что же сам АБР? «Основной причиной приостановления финансирования, - сообщили ИА «24.kg» в информационном отделе банка, - явилось заключение Офиса добросовестности и борьбы с коррупцией (ОДБК) АБР о серьезных нарушениях в процессе закупок, проблемах несоответствия качества строительных работ и оборудования требуемым критериям, а также финансового управления проекта».

По результатам среднесрочного обзора в августе 2011 года работа в рамках проекта была оценена АБР как неудовлетворительная. С 2009 года наблюдается низкое качество управления и реализации, что привело к задержкам в запуске работ по реконструкции, низкому качеству строительных работ и найма консультантов по надзору, а также слабой программе институционального развития. Иначе говоря, полный провал проекта.

АБР передал правительству КР уведомление о приостановлении финансирования проекта 11 июня 2012 года, подчеркнув, что по соглашению запрет возможно приостановить, если будут устранены его причины. Правительство в свою очередь обратилось к АБР с просьбой продолжить проект и проводит собственное расследование.

Гладко было на бумаге

По словам представителей информационного отдела АБР, реабилитацию систем водоснабжения и санитарии в отобранных для проекта селах Чуйской, Джалал-Абадской, Ошской и Баткенской областей ждали около 300 тысяч человек. На сегодня завершена работа в 30 селах, где проживают 55 тысяч человек. Кроме того, в 2010 году завершены малые работы по устранению дефектов в 129 селах. Вот так расходятся планы и их реализация.

В АБР также сообщили, что ответственность и подотчетность за реализацию проекта, заключение контрактов и их администрирование полностью лежит на правительстве КР. Но у кабинета министров, отметили в АБР, нет четкой стратегии в вопросах водоснабжения и санитарии. Предполагалось, что это будет сделано в рамках проекта. Это позволило бы правительству установить приоритеты определить, куда республике нужно идти, а также разработать операционную стратегию, которая поможет дойти к этой цели. Увы, этого не сделано. А институциональная ответственность за сектор и проект пять раз передавалась различным министерствам и ведомствам.

В Департаменте развития питьевого водоснабжения и водоотведения корреспондента ИА «24.kg» тоже не обрадовали. Заместитель руководителя департамента Жолчубай Мырзакаримов сказал, что, проведя собственную проверку в 47 подпроектах, комиссия обнаружила серьезные нарушения. «Это прежде всего вина айыл окмоту и Сельского объединения потребителей питьевой воды (СОПП), - считает он. - Нами обнаружены нарушения, связанные с некачественным проектированием, плохой эксплуатацией после строительства, и нарушения со стороны подрядчиков», - сказал он.

Долги наши тяжкие

«В Кыргызстане 1 тысяча 200 населенных пунктов, которые нуждаются в водоснабжении. Первой фазой проекта охвачено лишь 118. Важно сказать, что на нее был выделен кредит в $37 миллионов, а во второй фазе финансирование выделялось на грантовой основе», - сообщил Жолчубай Мырзакаримов.

Он отметил, что вопрос остается открытым: 24-25 августа намечены переговоры в рамках круглого стола по продолжению финансирования проекта с участием депутатов Жогорку Кенеша, вице-премьер-министра и представителей АБР.

Посыпав голову пеплом, приходится признать: доверия международных доноров мы оправдать не сумели. Более того, своей бесхозяйственностью выкопали долговую яму глубже еще на несколько десятков миллионов долларов (ведь первая фаза проекта реализована на кредитной основе). Получит ли Кыргызстан второй шанс решить проблему водоснабжения сел, станет известно уже совсем скоро. Но совершенно не ясно, сможет ли правительство грамотно распорядиться очередным денежным потоком. Пока в Кыргызстане чужие деньги утекают в чьи-то карманы. Гражданам остаются только долги.

Бизнес