02:16
USD 84.22
EUR 93.82
RUB 0.91
Большой тираж

Усиление влияния Китая в Центральной Азии происходит с одобрения США, пишет

12news.uz (Узбекистан). После распада СССР наблюдается устойчивый «дрейф» Центральной Азии в сторону от России (равно как и друг от друга) и, одновременно, четкая тенденция усиления влияния Китая, что - нельзя исключать - происходит с одобрения или, по крайней мере, молчаливого согласия США. Так считает руководитель проекта «Центральная Евразия» Владимир Парамонов в исследовании «Большая игра за энергоресурсы и влияние в Центральной Азии».

По его словам, волны глобального экономического кризиса, похоже, лишь ускорили эти в какой-то степени управляемые процессы, которые принимают необратимый характер, особенно в условиях запущенных и навязанных постсоветскому пространству схем и алгоритмов взаимодействия. Наиболее ярко это проявляется в энергетической сфере, выступающей важным индикатором и одновременно катализатором ситуации в других ключевых сферах - политике, экономике и безопасности.

«Традиционно Россия выступала посредником в нефтегазовой торговле между богатыми ресурсами странами Центральной Азии (Туркменистаном, Казахстаном и Узбекистаном) и Европой. Чтобы сохранить функцию посредника РФ даже согласилась на покупку центральноазиатского газа по цене, основанной на европейской формуле ценообразования, тем самым пытаясь «привязать» страны региона к своей газотранспортной системе (ориентированной на Европу), а страны Европы - к себе как «незаменимому» поставщику энергоресурсов. Однако эти планы сорваны первой волной глобального экономического кризиса, падением спроса на энергоресурсы в ЕС и по-прежнему настойчивой политикой Евросоюза по диверсификации поставок углеводородного сырья», - отмечает узбекский политолог.

По его мнению, другой приоритет России - уран Центральной Азии (Казахстана и Узбекистана). Несмотря на то, что РФ практически контролирует до 20 процентов казахстанских месторождений, ей еще придется побороться за них в условиях динамичного роста спроса на уран со стороны Китая и сохранения интереса к нему Европы и Америки. Нельзя сбрасывать со счетов долгосрочный рост интереса к центральноазиатскому урану и со стороны Индии. В итоге позиции РФ представляются все более неустойчивыми, учитывая рост внешней конкуренции и слабость российско-казахстанского (не говоря об еще большей слабости российско-узбекского) производственного/научно-технического взаимодействия в атомной энергетике, в том числе размытость стратегически важных планов по возведению АЭС в Казахстане.

«На этом фоне богатейшие запасы гидроресурсов региона - Кыргызстана и Таджикистана - также продолжают оставаться невостребованными/незадействованными для общерегионального развития в условиях острых водноэнергетических противоречий в ЦА, сложности политической ситуации в двух республиках и все более очевидного их курса на реализацию узконациональных интересов. Определенный шанс по выработке некой долгосрочной схемы водноэнергетического взаимодействия, безусловно, остается. Одно из свидетельств тому - последние договоренности России и Кыргызстана по сооружению каскада Камбаратинских ГЭС. Однако останутся эти планы на бумаге или будут воплощены в жизнь - все еще под большим вопросом, равно как и непонятны цели и задачи РФ по проникновению в гидроэнергетический сегмент кыргызской экономики. Более того, недавнее вступление РФ в ВТО, похоже, окончательно похоронило надежды на форсирование процесса региональной экономической реинтеграции на постсоветском пространстве, в том числе в его российско-центральноазиатском сегменте. В результате теряется сам смысл поддержки странами Центральной Азии не только реинтеграционных инициатив России, но и российских позиций в энергетике стран региона», - утверждает аналитик.

Он обращает внимание на то, что в последние годы наблюдается тенденция изменения всей схемы транспортировки углеводородов и урана Центральной Азии, а также других сырьевых ресурсов в пользу китайского направления.

«Объемы поставок газа из региона в Китай превышают объемы поставок газа в Россию, что невозможно было представить каких-либо несколько лет назад. Кроме того, ежегодно растут объемы поставок урана в условиях реализации Пекином амбициозных планов по развитию своей атомной отрасли. Складывается впечатление, что КНР вытесняет/замещает РФ в ее традиционной зоне ответственности, а и сама Россия никак этому не противодействует и, похоже, даже не знает как и зачем «работать» с Китаем. Китайские финансовые ресурсы в регионе уже давно перевалили за отметку в $20 миллиардов, большая часть которых сориентирована на Казахстан и его топливно-энергетический комплекс. При этом достаточно очевидно, что, потеряв Казахстан - географические ворота в Центральную Азию, Россия потеряет и саму Центральную Азию», - резюмировал узбекский аналитик.

http://www.12news.uz/news/2012/09/04

Бизнес