01:38
USD 89.51
EUR 96.93
RUB 0.97

Кто позарился на наследство ветерана труда?

Историю о том, как в свое время труженик тыла ВОВ и ветеран труда Иблас Малоэр облагородил болото и превратил его в зону отдыха для всех ветеранов села Александровки, а потом нашлись те, кто захотел отнять эти земли, рассказали сегодня на пресс-конференции в ИА «24.kg».

Бывший председатель колхоза «Дружба» Арсмане Исмаев напомнил, что в свое время в селе проживали 96 участников Великой Отечественной войны. «Сегодня из них остался только один. Мы к ним всегда относились трепетно и с уважением. Потом, в 1990 году, пришла идея выделить участок, который ветераны могли бы сами облагородить и сделать своим уголком, - вспоминает он. - Тогда я сказал, что есть одно неудобное место - болото, где было немного суши и можно было построить домик. Тогда правление колхоза и приняло решение выделить этот участок в конце села. За работы взялся Иблас Малоэр (труженик тыла и ветеран труда). Он вручную выкопал дренажный канал, при помощи которого осушил местность. Сегодня даже трудно представить, сколько труда было вложено. Люди посадили на этой земле саженцы и вырастили сад. Болото стало прекрасной зоной отдыха».

«Это и сыграло, возможно, роковую роль. Грязные, нечестные на руку люди позарились на участок, поняли, что на этом можно сделать деньги. Как только отец Паншера Малоэра умер, эти люди сделали свое черное дело, оформили какие-то документы. Участок успели перепродать по фиктивным документам. Печати подделали. Обидно то, что справедливость не восторжествовала», - рассказал Арсмане Исмаев.

Председатель Суда аксакалов села Александровки Казима Сушанло тоже помнит, как болото превратили в сад: «Я тогда работала директором школы, а отец Паншера по ночам работал у нас сторожем, а днем - на участке. На болоте рос только камыш, даже скот невозможно было пасти: боялись, что утонет. Позже в саду разбили цветники, высадили плодовые деревья, виноград. Иблас Малоэр был человеком коммуникабельным и настоящим работягой. Это была зона отдыха всех работников колхоза, школы, больницы».

«К сожалению, документы на сад не оформили. Тогда люди были очень скромные, трудолюбивые и доверчивые. Они свято верили, что государство никогда их не обидит. Сегодня мы видим: если человек простой, без соответствующего образования, его можно легко обмануть. Семья была уверена, что сад никто не отберет. Сейчас все решают деньги, а не человеческий труд и порядочность. За их спиной, без их  ведома кто-то продал и перепродал участок. Узнали об этом только тогда, когда пришли люди с требованием освободить участок. Какие-то ловкачи, даже не жители села продали зону отдыха», - добавила Казима Сушанло.

Сам наследник участка Паншер Малоэр отметил, что местные власти до 2011 года обещали им оформить документы и даже привезти их «как подарок». «Однако, как только отец умер, сразу начали процедуру банкротства колхоза, и участок переоформили по поддельным документам на других. Первый раз полностью засаженный деревьями участок площадью 8 гектаров, на котором построено два дома, продали за 950 тысяч сомов. Потом перепродали за 600 тысяч. При этом независимые оценочные комиссии (две фирмы из Бишкека и Кара-Балты) оценили участок примерно в $350 тысяч. Почти 14 тысяч жителей Александровки могут подтвердить, что болото благоустраивал мой отец. Зона отдыха абсолютно бесплатная, денег с отдыхающих мы никогда не брали», - сказал мужчина.

«Первые звонки начались с апреля 2011 года. Люди плотного телосложения представлялись сотрудниками Генпрокуратуры и хотели, чтобы я освободил территорию. В этом деле задействованы бывшие спецадминистратор и председатель айыл окмоту. Сначала они меня просили написать заявление об отказе от дома. С 2011 года мы пытаемся добиться справедливости, писали депутатам и чиновникам. Пока безрезультатно», - добавил Паншер Малоэр.

Адвокат Оксана Жданова пояснила, что участок продал спецадминистратор в ходе банкротства колхоза «Дружба», когда землю закрепили по поддельным документам. «Законодательство предусматривает справедливое урегулирование этой ситуации. Статья 6 Закона «О введении в действие Земельного кодекса» предусматривает, что право частной собственности на земельный участок признается за лицами, которые получили либо даже самовольно заняли его до введения в действие Земельного кодекса, то есть до июля 1999 года, (а у нас речь о 1990-м) и вовлекли эти земли в сельхозоборот путем коренного улучшения их качества.

Получается, что вполне официальная, законная возможность признать землю за семьей Малоэра есть. Эти люди должны были оформить на себя этот участок, но не смогли, поскольку были подделаны документы, в частности о том, что участок принадлежит сельхозкооперативу «Дружба», - сказала она.

«Поддельность документа установлена прокуратурой Чуйской области в ходе проверки путем опроса экс-депутатов местного кенеша, бывших сотрудников колхоза «Дружба». Однако, к сожалению, прокуратура считает, что срок привлечения к уголовной ответственности виновных лиц пропущен, поэтому в возбуждении уголовного дела отказано. Документы, которые мы получили в ходе проверки прокуратуры, предоставили в Межрайонный суд Бишкека и Бишкекский городской. Но эти документы не приняты во внимание, дело проиграли. Суды указывают: Малоэр не имеет права оспаривать эти документы. Кто же, как не он, может это сделать?» - задается вопросом юрист.

Уточняется, что дело в 2013 году рассматривала судья Межрайонного суда Садырова. «Позже Бишкекский городской и Верховный суд оставили решение в силе. После получения результатов проверки прокуратуры мы обратились с заявлением по вновь открывшимся обстоятельствам. Но Межрайонный суд не принимает их во внимание. Мы намерены еще раз обратиться в суд. Считаем, что уголовное дело должно быть возбуждено и доведено до логического конца», - добавляет Оксана Жданова.

Паншер Малоэр подчеркнул: если у них отберут участок, семья из пяти человек останется на улице.

Печально, что сын не может продолжить дело отца. Это оскорбление памяти всех ушедших из жизни ветеранов, тем более в юбилейный год Победы. Самое время властям разобраться, кто же позарился на этот участок и вправе ли они это делать. Ну и самый главный вопрос: кто в Кыргызстане реально защищает права человека труда?

Популярные новости
Бизнес