15:40, 18 марта 2015, Бишкек - 24.kg , Нуржамал ГАНЫЕВА
В Кыргызстане за последние 20 лет сократилась логопедическая служба. Об этом сегодня на круглом столе рассказала председатель Республиканской психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК) Татьяна Романова.
По ее словам, в стране все чаще выявляются дети с речевыми нарушениями, многие родители обращаются именно за логопедической помощью. «Проблема лиц с ОВЗ очень болезненная, потому что каждый родитель мечтает, чтобы его чадо обучалось в обычной школе, чтобы ребенок был в коллективе, социуме. К сожалению, у нас в стране нет согласованности действий в вопросе сопровождения ребенка с ОВЗ. Каждая структура оказывает помощь отдельно. В возрасте до 3-х с ними работают органы здравоохранения, хотя в других странах сразу же включаются все службы - и образования, и социальная, у нас все еще существует старая система, когда помощь оказывают по очереди», - пояснила Татьяна Романова.
Она добавила, что сейчас необходимо найти единый подход, чтобы все могли включиться в организацию помощи с раннего возраста. «Да, у нас существует точечное инклюзивное образование, но все-таки есть очень слабая преемственность между дошкольными организациями и школьными. И вот ресурсные центры, которые функционируют по республике, являются неким звеном, которое соединяет эти учреждения. Дети, прошедшие обучение в данных центрах, более подготовлены, чувствуют себя более уверенно в социуме, так как им оказывают психологическую, эмоциональную, образовательную помощь. Нужно отметить, что во многих школах уже есть пандусы, определенные приспособления для детей с ОВЗ, однако нужно и дальше оборудовать среду спецтехникой, мебелью, отвечающими особенностям ребенка», - сказала она.
«Процесс инклюзивного образования требует очень большого вливания сил и ресурсов. Для начала необходимо провести картографирование услуг, то есть узнать, где и в каком районе у нас предоставляют максимальное количество услуг для таких детишек. Это полезно и для самих родителей, потому что многие не знают, какая именно школа более оснащенная. Также для обучения детей нужно разработать индивидуальные программы, это документ для каждого ребенка, где учитываются его особенности и возможности, даются рекомендации для учителей, как с ним работать. В этом вопросе неким центром, где преподаватели смогут почерпнуть информацию, могут выступить психолого-медико-педагогические консультации у специалистов. Учителя нуждаются в инструментах для инклюзивного образования, им нужно вести наблюдение за ребенком, отслеживать его развитие. По этому вопросу проходило много семинаров, но пока единой системы инклюзивного обучения для детей с ОВЗ в нашей стране нет», - отметила она.
По словам заместителя министра образования и науки Токтобубу Ашимовой, нужно готовить все общество к работе с детьми с ограниченными возможностями, чтобы оно относилось к ним с позитивом, чтобы люди считали их такими же, как все. «Нужен комплексный подход для того, чтобы создать доступ к инклюзивному образованию. Следует готовить кадры для работы с детьми, которые нуждаются в особом внимании. Привести в соответствие законодательно-нормативные акты. Сам социум должен способствовать развитию и поддержке лиц с ОВЗ», - пояснила Токтобубу Ашимова.
«По республике в общеобразовательных школах обучаются около 6,5 тысячи детей с ОВЗ. Это те, кто может учиться по массовой программе, то есть у них есть небольшие нарушения слуха, речи, зрения. Для тех, у кого проблемы со зрением, предусмотрены учебники по Брайлю, есть особые лупы, очки, специализированные компьютеры и аудиокниги. Такие дети могут поступить в вузы и трудоустроиться, яркий пример этому - депутат Дастан Бекешев», - добавила ведущий специалист Министерства образования и науки Салтанат Мамбеталиева.