11:16, 20 января 2016, Бишкек - 24.kg , Суйунбек ШАМШИЕВ
В Кыргызстане у чиновного люда есть свое развлечение: реорганизовывать, соединять или разделять ведомства, менять их названия. С приходом нового главы кабмина или градоначальника обязательно появляется свежая структура, случается, что несколько ведомств объединяются в одно или какое-то ведомство передают под власть другого, на худой конец меняют вывеску на входе в учреждение.
Подобным образом на днях поступили и в мэрии столицы. Районы переименовали в «Муниципальную администрацию мэрии города Бишкека по (Октябрьскому, Ленинскому, Свердловскому, Первомайскому) административному району». Ранее, напомним, они назывались так: «Районные администрации мэрии города Бишкека».
Вопрос: поможет ли такое новшество улучшить работу системы управления столицей? Давайте разберемся.
Кто сегодня управляет районами крупнейшего города страны? Прежде всего аким, его заместители и аппарат в 20 с небольшим человек, включая уборщиц, коменданта и бухгалтера.
За что отвечает глава? Да за все, что происходит в районе. Начиная от уборки мусора до ликвидации ЧС. В ходу - командно-административный метод управления.
Какими финансами располагает эта структура? Практически никакими, кроме скромного бюджета. Из него выплачивается зарплата учителям, аппарату администрации и муниципальных территориальных управлений, а также дворникам, приписанным к МТУ.
Впрочем, за чистоту в районе мэр помимо «Тазалыка» спрашивает и с акима. Если убирают плохо, градоначальник звонит главе района, тот поручает вопрос своему заместителю, который обращается к мастеру «Тазалыка». Мэрия даже начала использовать современные технологии для своевременной уборки мусора, придумав посылать по WhatsApp сообщения на телефоны заместителей акимов, которые выполняют в основном посредническую функцию, нежели непосредственную, так как убирать мусор будет все-таки «Тазалык».
Такая система сложилась в годы, когда мэром Бишкека был Нариман Тюлеев. Районные комбинаты благоустройства он объединил в одну городскую службу, забрав у района мощный ресурс, при этом ответственность за санитарное состояние оставил. Вот и получается, что мусор убирать надо, а нечем, и хоть руками его разгребай.
Или другой пример. С приходом весны в администрацию начинают поступать жалобы на громкую музыку, которая звучит в летних увеселительных заведениях. Покой жильцов должен обеспечивать район. По закону до 22.00 никаких запретов нет. А вот чуть позже работники администрации вместе с сотрудниками санэпидемнадзора (только у них есть измеритель уровня звука) должны выходить на борьбу с музыкантами. Наказать любителей пошуметь могут рублем. Происходит это так: хозяин кафе с легкой душой платит штраф в пределах 2 тысяч сомов, и, как только за дверью скроется тень последнего сотрудника администрации, все продолжается. Иными словами, у местной власти нет действенных методов борьбы с нерадивыми предпринимателями.
Есть и более нелепые примеры. На каждое значимое мероприятие районные администрации должны привезти стулья, их иногда требуются сотни. Естественно, в районе лишней мебели нет, и тогда районные власти идут на «поклон» к частникам, прося их на время одолжить инвентарь. Станут ли после этого они ссориться с ними из-за такой ерунды, как громкая музыка? А не проще ли закупить стулья и использовать по мере необходимости?
Теперь о финансах. За выполнение плана по местным налогам и сборам спрашивают тоже с главы. Только он не может ни назначать, ни увольнять начальника отдела фискальной службы. Нет полномочий.
Чем же заняты сотрудники районных администраций? Ежегодно к ним поступает более 3 тысяч писем и жалоб, и на большую их часть они вынуждены отвечать, не более того, так как реально решить вопросы горожан они не могут: нет ни полномочий, ни ресурсов.
Одним словом, у районов отобрали все ресурсы и полномочия, которые можно было отобрать, но оставили ответственность.
Уже давно назрела необходимость проведения кардинальных реформ в городской вертикали власти. Для предоставления качественных услуг населению следует перейти от командно-административного метода к административному. Что это даст?
Например, если район несет ответственность за санитарное состояние вверенной территории, то он должен иметь все необходимые полномочия и ресурсы в виде техники, штата и финансирования. В ином случае данный институт власти бессилен и поэтому не нужен. Хоть как его назови…