Общественный транспорт с ограниченными возможностями

10:26, 18 января 2016, Бишкек - 24.kg , Иван МАРЧЕНКО

Бишкек входит, пожалуй, в число худших городов мира по условиям для жизни и передвижения лиц с ограниченными возможностями здоровья. Незрячий человек не может быть уверен, что, шагая, например, через площадь Победы, которую превратили в парковку, не попадет под колеса джипа. Почти нигде нет пандусов. Тротуары разбиты, застроены, заставлены автомобилями – на инвалидной коляске не проедешь. Схожие проблемы имеют и те, кто не обзавелся личным транспортом, зато имеет детей.

Чиновники периодически пытаются решить проблему доступа ЛОВЗ и людей с маленькими детьми к общественному транспорту. С некоторых пор по городу ездят низкопольные троллейбусы. Стоят они дороже, чем обычные, но у них есть специальная платформа, чтобы поднимать инвалидную или детскую коляску в салон. Удобно!

С детской коляской обычно хожу пешком. Мне – разминка, ребенку – свежий воздух. Но недавно мы засиделись в гостях, и нужно было срочно домой. Решил добраться на троллейбусе. Дождался «восьмерку», встал у средней двери и замер. Платформа почему-то не опустилась. Самостоятельно поднял коляску и занес в салон (а если бы на моем месте оказалась хрупкая женщина?). Думаю, вдруг ошибся, и этот троллейбус не предусмотрен для перевозки маленьких детей? Нет, в центре специальная площадка для колясок, а на стене соответствующий рисунок.

На выходе спросил у водителя, почему он не опустил платформу. «Не работает», - ответил тот равнодушно. А троллейбус новый, дорогой! В свое время такие закупались по $171 тысяче за единицу – дороже любого внедорожника. Для сравнения, старомодные высокопольные троллейбусы стоят $138 тысяч.

«А вдруг это единичный случай, и в других троллейбусах иначе?» - подумал я. Но история повторилась неоднократно. Всякий раз водители спокойно говорили, что платформа не работает. Мол, это вполне в порядке вещей и надо радоваться, что нас вообще взяли на борт – ведь за детей в колясках не платят.

Трудно сказать, в чем причина такого отношения водителей к своим пассажирам. Возможно, им лень или некогда заниматься платформой. А может, платформа и вправду не работает. Тогда виноваты механики, не следящие за состоянием новой дорогостоящей техники. За что им платят деньги? В любом случае за все ответственно Бишкекское троллейбусное управление.

На балансе БТУ состоят 146 троллейбусов. Ежедневно на линию выходит около 100. В мэрии строят планы о развитии троллейбусной сети и хотят открыть новые маршруты. Для начала хорошо бы навести порядок в системе перевозки пассажиров: проверить исправность подвижного состава и наладить, наконец, стабильный график движения транспорта. Сколько раз видел, как в пятом, шестом или седьмом часу вечера, то есть в самый час пик, пустые троллейбусы ехали в парк. А потом удивляемся, почему муниципальный транспорт в Бишкеке не может конкурировать с частным.

Недавно депутаты горкенеша одобрили получение кредита на приобретение новой техники. Но так ли она необходима, если имеющиеся троллейбусы не соответствуют требованиям пассажиров? Чиновники, разъезжающие на служебном авто и ничего не знающие о реальных нуждах горожан, продолжают загонять Бишкек в долговую яму. Рано или поздно по кредитам надо расплачиваться. Вероятно, делать это придется нашим детям, которых сегодня на этих самых троллейбусах возят с неохотой.