09:15, 13 июня 2015, Бишкек - 24.kg , Татьяна КУДРЯВЦЕВА
Первые жаркие летние дни фактически дали старт туристическому сезону в Кыргызстане. Мы ждем этого год, но каждый раз что-то мешает нам принять туристов на должном уровне. Ежегодно иностранцы пеняют, что за те же деньги могли бы отдохнуть в Турции с большим спокойствием и комфортом. Мы слушаем, но ничего не делаем. Вернее, делаем все, чтобы турист обходил Кыргызстан двадцатой дорогой.
В этом году сезон открывал лично премьер-министр Темир Сариев. Вновь глава правительства вещал о том, как нужно заботиться о туристах. Дескать, относиться к гостям нужно трепетно и нежно. Иначе рискуем остаться со всеми природными богатствами у разбитого корыта.
«Для развития туризма необходимо обеспечить условия, качество обслуживания и, конечно, правопорядок. При этом не нужно забывать свои культуру и традиции, в частности, гостеприимство. Надо с улыбкой встречать туриста и создать условия, сервис, чтобы он хорошо отдохнул и пропиарил Иссык-Куль среди знакомых», - пояснил Темир Сариев.
Но это только красивые слова, а на деле правительство подписывает постановление, по которому иностранцы вынуждены платить экологический сбор за проезд по территории КР на своем автомобиле. Потрясающая забота об удобстве туристов и увеличении их числа!
«Сумму экологического сбора на границе Кыргызстана можно увеличить, но денег в стране больше не станет. Турист из Казахстана доезжает до границы, пересаживается в такси на территории Кыргызстана и едет дальше на Иссык-Куль. В этом случае он не оплачивает экологического сбора. А наши бусики не загрязняют окружающую среду? Это похоже на лоббирование наших транспортных структур, чтобы отсечь казахстанцев. К чему это приведет?» - задался вопросом на пресс-конференции в ИА «24.kg» президент Ассоциации туризма «Шелковый путь» Владимир Комиссаров.
Согласно постановлению правительства Кыргызстана от 12 мая 2015 года, при въезде в страну таможенная служба взимает со всех авто с иностранными номерами экологический сбор: 1 тысячу сомов с легковых, 2,5 тысячи сомов - с микроавтобусов. В мае 2014-го президент Кыргызстана подписал закон, по которому водители иностранных автомобилей при пересечении границ республики должны платить экологический сбор.
Раньше экосбор взимался только при въезде в Иссык-Кульскую область. Это вызывало много нареканий со стороны туристов, которым приходилось платить сбор несколько раз. При проверке выяснилось, что значительные суммы шли в карманы чиновников. В итоге пост убрали, но перенесли на внешние границы. Власти рассчитывают заработать на этом $20 миллионов.
Туроператоры напоминают, что казахские туристы, как правило, отдыхают в дорогих пансионатах. В них экологическая составляющая уже включена в стоимость путевок (очистные сооружения, очистка пляжей, санитарные, экологические нормы, соблюдения которых требуют в стране), и непонятно, почему они должны дважды все оплачивать. Непонятной для туроператоров осталась и сумма сбора.
«Мы вступаем в ЕАЭС, что предполагает свободное перемещение людей и капиталов. Транспортные вопросы решаются техническим регламентом, а экологические сборы не улучшают окружающую среду Кыргызстана. Неизвестно, к кому они попадают, как ведется учет. Они лишь вызывают негативную реакцию предпринимателей и туристов из Казахстана, которые и так готовы вносить в нашу казну огромные деньги. В данное время сборы стали экономическим барьером для сотрудничества двух стран», - уверен президент Ассоциации рынков, предприятий торговли и сферы услуг КР Сергей Пономарев.
Согласились с мнением бизнесменов и депутаты. Они потребовали от правительства отменить решение о введении платы за проезд по дорогам иностранных автомобилей. Но пока кабинет министров хранит молчание.
Между тем Казахстан готовит ответные меры. Правительство РК разрабатывает аналогичный законопроект о взимании экологических сборов с наших машин. Вот и представьте, что будет, если туроператоры РК добьются ответных мер. Как будет действовать механизм исполнения данных нормативных актов на границе двух дружественных стран? Ничего хорошего из этого не получится. Как минимум, огромные очереди с обеих сторон. Ну а максимум - очередной срыв туристического сезона в Кыргызстане.