Кому по плечу авгиевы конюшни в театре?

09:40, 20 апреля 2015, Бишкек - 24.kg , Каныкей МАНАСОВА

Прошел почти месяц с того самого дня, как решением премьер-министра Кыргызстана снят с должности директор Национального академического театра оперы и балета имени А.Малдыбаева Тимур Саламатов. Напомним, он поплатился креслом за проведение скандального банкета на сцене учреждения. С того дня интерес общественности поутих, да и власть имущие обошли вниманием эту историю: и вице-премьер по социальным вопросам, и депутаты (кроме Жылдызкан Джолдошовой, пошумевшей для приличия) открыто проигнорировали инцидент. Но, как говорится, нет худа без добра, и случившееся заставило многих задуматься о том, во что превратился некогда блестящий театр, где выступали такие корифеи сцены, как Бюбюсара Бейшеналиева, Булат Минжилкиев, где начинал свой творческий путь Махмуд Эсамбаев.

Практически сразу после увольнения директора в театре начала работать группа российских специалистов, которых пригласил министр культуры Алтынбек Максутов. Им поручили провести оценку состояния театра и составить примерный перечень затрат на полную реконструкцию здания. Само министерство тоже не сидело сложа руки и инициировало проверку театра, направив туда специальную комиссию. Что для себя вынесла чиновничья рать, пока неизвестно, но наверняка проблем там оказалось очень много. Иначе как объяснить тот факт, что театр до сих пор без директора? Затянувшиеся выборы нового руководителя, вероятно, говорят о том, как трудно подобрать того, кому окажется по плечу расчистить эти авгиевы конюшни.

После скандального застолья золотой молодежи и последовавшего увольнения его директора журналисту ИА «24.kg» в оперном театре рассказали любопытный факт. На следующий день после снятия с должности главы учреждения некие люди принесли в театр 1 миллион 200 тысяч сомов. Деньги эти передал то ли организатор попойки в качестве компенсации, то ли некто, пожелавший остаться неизвестным, в виде благотворительного взноса. Деньги положили на спецсчет театра. Кто и как ими распорядится – пока непонятно.  

К слову, на днях в Минкультуры от имени коллектива театра отправлено письмо. Подписавшиеся артисты оперы, балета, музыканты оркестра, дирижеры, художественные руководители, хореографы, репетиторы, концертмейстеры, костюмеры, мастера сценической прически и грима, швейного цеха, осветители и другие обратились к министру с просьбой «обратить внимание и принять меры по решению накопившихся проблем, которые значительным образом влияют на качество спектаклей и в своей совокупности могут привести к непоправимым последствиям и нанести большой ущерб театру, который является национальным достоянием всей страны». «Все театральные службы исправно выполняют свою работу и поддерживают деятельность театра. Но его техническое состояние ухудшается с каждым годом и становится критическим. Несмотря на многочисленные арендные концерты и спектакли, со стороны администрации отсутствует поддержка и финансовая помощь в решении технических проблем театра, это вынуждает нас обратиться к вам за помощью», - отметили работники театра, приложив к нему фотоотчет.

Попытки ИА «24.kg» узнать, когда назначат нового директора, не увенчались успехом – министр культуры несколько дней недоступен для общения по разным причинам, пресс-службы ведомства и правительства также не владеют информацией.

Испанский писатель Гарсия Лорка как-то сказал, что «театр – одно из самых действенных полезных орудий в строительстве страны, это барометр, отмечающий ее величие или упадок». По его словам, «чуткий театр, верно направленный во всех своих жанрах – от трагедии до водевиля, - может в несколько лет изменить мировосприятие народа, а театр искалеченный, у которого вместо крыльев – копыта, может развратить и усыпить целую нацию».

Наш оперный театр, увы, не просто развращает и усыпляет нацию, но еще и прихрамывает на свои копыта. Потому так необходим тот, кто сможет вернуть ему имевшиеся когда-то крылья, надежду на возрождение и достойную жизнь. Хочется верить, что есть таковые среди рассматриваемых властью претендентов на должность руководителя театра. Сегодня называются различные имена, среди которых и экс-министр культуры Султан Раев, бывший директор филармонии Керим Турапов, уже дважды возглавлявший оперный театр, а ныне чиновник Минкультуры Болот Осмонов и еще ряд претендентов, выдвигаемых различными внутритеатральными группировками.

Но кого бы ни примеряли на этот пост, хочется надеяться, что решение будет приниматься, исходя из представленной кандидатом программы развития главного театра страны. А работы там непочатый край, что видно невооруженным глазом, стоит только взглянуть на театр снаружи.

Помнится, в свое время депутаты Жогорку Кенеша уже поднимали вопрос как о качестве постановок и профессиональной подготовке местных кадров, так и о слабой материально-технической базе театра и позорно низкой зарплате артистов. Однако дальше слов, как это обычно у нас бывает, дело не пошло. То же самое касается и попечительского совета при театре. Решение о его создании приняли еще летом 2014 года, но он так и остался на бумаге.

Да, новому директору театра не позавидуешь. Ведь ему достается в наследство непростое хозяйство – разваливающееся в прямом и переносном смысле. И если с материально-технической частью хоть что-то прояснилось (как говорят медики, правильно поставленный диагноз - это уже полпобеды над болезнью), то вопрос с кадрами остается открытым. Наивно полагать, что экс-директор за пять лет своего пребывания на этой должности вершил дела (законные и не очень) в одиночку. Немногочисленная команда его приближенных, привыкшая к устоявшемуся порядку, может преподнести немало сюрпризов новоиспеченному руководителю. Но и думать, что подобным отрицательным креатурам нет достойной профессиональной замены, было бы в корне неверно. Во все времена и по сей день наших артистов, танцоров и постановщиков с радостью принимают в гости и на постоянную работу как соседние Казахстан с Таджикистаном, так и заграничные Турция, Италия, Германия и другие страны. Кто-то уезжает, а кто-то пока здесь. В надежде на изменения к лучшему и приход в главный музыкальный театр страны честного человека, душой болеющего за свой коллектив, искусство и вверенный ему храм культуры.