13:57, 08 августа 2017, Бишкек - 24.kg
Выборная кампания в Кыргызстане в самом разгаре. Всего побороться за высший политический пост хотели 59 человек, но их число изо дня в день сокращается. Понятно, что в бюллетене для голосования будет гораздо меньше фамилий.
Очевидно: в разношерстной компании баллотирующихся можно по пальцам посчитать явных лидеров предстоящей гонки. Каким он должен быть, что катастрофически не хватает кыргызстанскому политику и о политическом лидерстве в целом ИА «24.kg» сегодня беседует с профессором Зайнидином Курмановым.
— Зайнидин Карпекович, вы наверняка интересовались и изучали учение о лидерах?
— Да. Оно появилось еще в Древней Греции. Право на лидерство связывалось с высокими моральными качествами, личными заслугами и достоинствами вождя-героя. Идеальный лидер — это творец истории, правитель-философ. Но как реалистичная теория она стала оформляться в XVI веке благодаря Никколо Макиавелли. Согласно ей, лидер опирается на поддержку сторонников. Для них лидер должен обладать волей к выживанию, являться образцом мудрости и справедливости. Он объединяет разнородные группы и интересы, мобилизует общество на решение общезначимых задач, поддерживает порядок и стабильность в обществе.
— Сразу просятся аналогии, но с ходу и не назовешь имя политика, обладающего перечисленными качествами. Как правило, лидерами мы нарекаем даже тех, кто просто занимает какую-то должность...
— Лидерство мы наблюдаем в разных сферах — бизнесе, спорте, науке... Не надо путать с политическим лидерством. Это разный уровень ответственности и решаемых задач.
Не все успешные бизнесмены, спортсмены или писатели могут быть успешными политиками, руководителями государства. Таких случаев в истории единицы.
Политические же лидеры руководят партиями, движениями, государством. Там нужны иные навыки и требования, вызванные историческим моментом. Например, после правления Михаила Горбачева, представшего перед советским народом в образе лидера-реформатора, к власти пришел Борис Ельцин, воспринимавшийся как лидер-ренегат или даже вероотступник, могильщик социализма. И тогда в российском обществе появился запрос на лидера-вождя, отца нации. В этой ипостаси выступил Владимир Путин.
Понятия «руководство» и «лидерство» часто не совпадают. Руководитель может не пользоваться авторитетом. В этом случае он не будет лидером. А лидер может не занимать руководящей должности, но оставаться лидером, в том числе неформальным. Например, Махатма Ганди в период борьбы за независимость Индии.
— Какой тип политического лидерства наиболее востребован?
— По отношению к подчиненным выделяют авторитарных и демократических лидеров. По масштабам деятельности — общенациональных, классовых, партийных, региональных, местных. Лидерство бывает традиционным, харизматическим и бюрократическим.
Традиционное, когда лидера принимают без альтернативы, — передача власти по наследству, преемнику.
Бюрократическое — это лидерство должности и кресла.
Харизматическое зависит от личностных качеств лидера и его способности повести массы. Поддерживается слепой верой и преданностью, благоговением. Однако харизматичные политики легко перерождаются в диктаторов и малопригодны для рутинной и напряженной работы.
Есть и другие типажи. Например, лидер-знаменосец. К этому типажу можно отнести главу коалиции «Грузинская мечта» Бидзина Иванишвили, победившего в Грузии на выборах харизматичного Михаила Саакашвили.
Лидер-служитель, лидер-торговец, лидер-пожарный. Последний ориентирован на самые насущные, жгучие проблемы, и действия его зависят от конкретной ситуации. Лидером-пожарным можно назвать всех без исключения кыргызских премьеров.
— В Кыргызстане можно наблюдать лишь лидерство без политических убеждений. Согласны?
— Наших лидеров надо критиковать не за отсутствие харизмы, а за отсутствие политических убеждений. С их помощью лидер стремится убедить в своей правоте сторонников. Чем прочнее убеждения лидера, тем вероятнее то, что они повлияют на его руководящую деятельность.
— Какой лидер нужен Кыргызстану?
— У нас востребованность в лидере-государственнике. До сих пор вакантна роль отца-основателя суверенного кыргызского государства. Им бы мог стать первый президент Аскар Акаев, но его изгнали. Второго тоже. Третьему оценку даст история.
Поэтому мы говорим об отцах-основателях кыргызской государственности — А.Сыдыкове, И.Айдарбекове, И.Арабаеве и Ю.Абдрахманове...
У нынешних претендентов есть шанс занять место отца-основателя Кыргызской Республики.
Наблюдается дефицит и лидеров-знаменосцев, лидеров-маяков, способных вырвать страну из кризиса и сделать прорыв в будущее. На эту роль есть два претендента — Темир Сариев и Омурбек Бабанов.
Темир Сариев, безусловно, авторитетный лидер. Он знает, умеет и соображает в своем деле. Его профессионализм высок. По отзывам экспертов, он мудр, справедлив, ответствен, прагматичен, в меру демократичен и харизматичен. Не робкого десятка. Оптимист. Его не обязательно любят, но уважают. Его, без сомнения, можно назвать лидером-государственником.
Платформа Темира Сариева, названная «кыргызской мечтой», конкретна и адаптирована к переживаемой Кыргызстаном и миром реальности. Совсем не обязательно править миром, он слишком велик. Зато с ним вполне можно договориться.
Омурбек Бабанов — харизматичный лидер. Никто не знает почему, но все любят этого энергичного моложавого мужчину. Он улыбчив, привлекателен. Располагает людей. Его манеры — залог его успеха.
Омурбек Бабанов на курултае выступил с вдохновляющей и яркой речью. Но эксперты тотчас окрестили его мечтателем.
— А Сооронбая Жээнбекова вы к какому типажу бы отнесли?
— Его можно отнести к типажу лидера-последователя, продолжателя дела, служителя. Он крепкий хозяйственник, показывает ориентированность на нужды и потребности избирателей и приверженцев.
Однако как на лидере-последователе на нем и вся ответственность за деятельность своей партии. Эксперты критикуют его за отсутствие харизмы, но, может быть, это даже к лучшему?
Все эти характеристики, конечно, условны. Шансы есть у всех кандидатов. Им надо только почувствовать уверенность в собственных силах, проявить скрытые таланты, а главное — уметь брать на себя ответственность за поступки.