11:15, 20 августа 2015, Бишкек - 24.kg , Асель ОТОРБАЕВА
Как известно, парламентские выборы-2015 в Кыргызстане пройдут по новым правилам. Чиновники, напомним, провозгласили биометрическую кампанию и заявили, что не сдавшие отпечатки пальцев не имеют право голоса. Насколько конституционно такое решение – вопрос для другой статьи. Сейчас речь о подготовке к главному событию текущего политического сезона.
На «железо» надейся, а сам…
Первый вице-премьер Тайырбек Сарпашев не устает убеждать нас и, очевидно, президента страны, в том, что подготовка к выборам идет на ура. Однако реалии говорят об обратном.
Сейчас в регионах повсеместно проходит апробация новой избирательной системы, при которой происходит идентификация граждан по биометрическим данным.
Сам Тайырбек Сарпашев, которому Алмазбек Атамбаев пригрозил увольнением в случае провала биометрической кампании, признает, что техника дает сбой.
«Выявляются недостатки в программном обеспечении, и отрабатывается взаимосвязь между органами местного самоуправления и ЦИК», - сказал он ранее. Чиновник также признал, что в ходе тестирования в других регионах республики «выявлены погрешности». Их он обещал учесть и устранить.
Системные администраторы, которых сейчас широко привлекают к работе на выборах в участковых комиссиях, настроены скептически. «У программного продукта для опознания избирателя по отпечаткам пальцев нет технических возможностей для идентификации 100-процентного числа избирателей», - рассказал один из них, работающий в УИК. Отсюда и сбои, что могли наблюдать при апробации многочисленные проверяющие от Государственной регистрационной службы, Центризбиркома и, собственно, сам Тайырбек Сарпашев.
Известно, что во время экспериментов с применением биометрики в Беловодском, Бишкеке, Нарыне, на юге страны установленное на участках техническое оборудование давало сбой. В отдельных случаях оно отказывалось распознавать того или иного избирателя. В Беловодском люди, развлекаясь, пробовали по пять раз идентифицироваться с разными документами. И у них это получилось. А у других, тоже решившихся на эксперимент, напротив, ПО категорически отказывалось «принимать голос». То есть заверения хозяев высоких кабинетов в невозможности фальсификаций – это неправда.
Как поясняют системные администраторы, все дело в том, что программа не доработана. В реальности все хуже. При создании программного продукта для систематизирования нашего процесса идентификации, скорее всего, использовались бесплатные программы. Например, широко распространенный Оpen source - открытое программное обеспечение. То есть программы, которые не дают стопроцентной гарантии идентификации граждан. О какой безопасности мы говорим?
Есть информация, что во время сбора биометрических данных зафиксированы хакерские взломы. В ГРС отказываются от комментариев. В правительстве все вопросы переадресуют непосредственно первому вице-премьеру. Его невозможно найти – он колесит по стране, проверяет готовность участков и техники.
Законы переписали, да не те
Если сбой техники происходит при пробных запусках, то, очевидно, такие инциденты не исключены непосредственно и в день голосования - 4 октября. Однако в действующем законодательстве не прописано, что и как предпринимать в таких случаях.
А если программное обеспечение выйдет из строя в день голосования, что делать и как быть? Законы ответов не дают. По логике получается, что нужно будет разрешить избирателям проголосовать без считывания их отпечатков, если техника подведет. Или на определенных участках назначать перевыборы. А если таких участков будет сто? Или двести?
Согласитесь, 15 процентов избирателей, которые так и не смогли проголосовать по-новому с помощью своих биометрических данных на экспериментальных участках, это все-таки много.
«В день голосования не будет никаких сбоев», - заверил ранее Тайырбек Сарпашев. Но уверенности избирателям это не придает.
Напомню, законом нас всех обязали сдать свои биометрические данные. Нам объяснили, что только гражданин, сдавший отпечатки пальцев, сможет голосовать. В противном случае кыргызстанец лишается такого права. При этом от электората требуют проверить себя в избирательном списке. Получается тройное кольцо обязательств. Зачем такая бюрократия, если расхваленная Тайырбеком Сарпашевым биометрика призвана исключить любые попытки участников выборной гонки поиграть на количестве голосов? Но, как выясняется, никаких гарантий нет. Напротив, есть дополнительные проблемы для потенциального избирателя.
Судите сами. Если тот или иной из нас не выполняет одно из этих трех условий, он лишается права голосовать. Биометрику не сдал? Не голосуешь. Не прошел процедуру идентификации на участке? Лишаешься права голоса. В списке себя не нашел, хотя был и биометрику сдал, – считаешься незарегистрированным.
Вы можете поверить, что потенциальное большинство избирателей будет прилежно ходить и выяснять тонкости всех этих трех составляющих? Конечно, нет. И это тоже с высокой степенью вероятности может аукнуться в день выборов.
Гражданин, сдавший отпечатки, но не прошедший идентификацию или не нашедший себя в списке, будет возмущен. Суммируйте число таких избирателей при озвученной чиновниками цифре погрешности в 15 процентов, и вы получите массовое недовольство 4 октября. Наивно полагать, что партии-претенденты на присутствие в Жогорку Кенеше этим недовольством не воспользуются.
А где наши юристы?
Перекройка избирательного законодательства в Кыргызстане прошла тихо. Никто не возмутился, что определенную часть общества, по сути, лишили конституционного права избирать. Евросоюз уже заявил, что ожидает проведения инклюзивного, достоверного и прозрачного избирательного процесса в Кыргызстане.
«Европейский союз ожидает проведение инклюзивного, достоверного и прозрачного избирательного процесса, в котором все граждане КР смогут в полной мере осуществить свои политические права и проголосовать, и где будут обеспечены равные условия для всех кандидатов», - отмечается в тексте заявления.
Но закон разрешил проголосовать не всем гражданам: только тот, кто сдал биометрику, может это сделать.
А если 4 октября будут происходить массовые сбои техники (никто не отменял, например, природную стихию, когда подача электричества будет аварийно прекращена). Получается, УИКам и ЦИК придется отказаться от идентификации. А это грубое нарушение закона.
Вот такой замкнутый круг, потому что депутаты парламента пятого созыва и чиновники правительства так спешили принять поправки, что никто не задался этими вопросами…
Самый активный электорат
В Кыргызстане продолжается кампания ГРС по обеспечению граждан, достигших 60 лет, национальными паспортами образца 2004-года (ID-card) на бесплатной основе.
Ведомство пошло даже на упрощение процедуры замены документа, лишь бы бабушки и дедушки приходили активнее и заодно сдавали биометрию.
По приблизительным данным, таких пожилых у нас 15-17 процентов. Согласитесь, для электоральной массы цифра вполне приличная.
Они есть в списках избирателей, но их нет в числе идентифицированных.
Что это значит? Это значит, что в едином избирательном списке страны будет погрешность на эти 15-17 процентов (плюс-минус) граждан старше 60 лет, не получивших паспорта нового образца и, как сопутствующее, не сдавших биометрику.
Как решать споры?
Это еще один вопрос, решение которого никак не отражено в скорректированном законодательстве.
Наверняка - впрочем, как и прежде - во время выборов будут спорные ситуации. Напомним, теперь по закону спор сначала рассматривает участковая комиссия, затем территориальная, а потом ЦИК, если первые две инстанции не смогли его разрешить. Только потом решение уже ЦИКа можно обжаловать в суде. Напомню, уполномочены рассматривать споры в рамках избирательного процесса только надзорный орган и Первомайский суд Бишкека.
Получается, что если это случится на участке где-нибудь в Ноокатском районе Ошской области или в Кара-Бууринском в Таласском регионе, то для того чтобы оспорить возникший конфликт, люди должны приехать в столицу.
Согласитесь, сторонникам той или иной партии на местах проще перекрыть дорогу, организовать митинг либо блокировать УИК, нежели ехать в Бишкек, в суд.
И это еще одно очень тревожное обстоятельство, о котором молчат и в ЦИК, и в правительстве. Потому что если даже представить, что парламентские выборы-2015 будут беспрецедентными по своей высокой организации и небывало культурному поведению всех участников, где гарантии, что какая-то из партий не будет оспаривать юридическую силу электронного или бумажного носителя избирательного списка? Закон не определяет этот статус.
И еще раз о виртуальном списке. Если кто-то из избирателей не найдет себя в нем в день голосования, как УИК будет фиксировать, по сути, нарушение избирательного права гражданина? Или чеки, которые будут выдавать после прохождения процедуры идентификации непосредственно на участке? Законом они не признаны документом. А если их окажется больше, чем голосов?
Биометрическая кампания задумывалась для чистоты и прозрачности выборного процесса. Но наши чиновники, как обычно, превратили ее в кампанейщину. Уверенности, что эти выборы пройдут организованно и без фальсификаций, по-прежнему нет.