16:47, 29 мая 2023, Бишкек - 24.kg , Дарья ПОДОЛЬСКАЯ
В правовой клинике «Адилет» отметили все риски и недостатки, которые содержат законопроекты «О НКО». Первый подготовлен администрацией президента, второй — группой депутатов парламента, и он вводит статус иностранного агента.
Юристы отмечают, что подобного рода инициативы существовали и ранее, и каждый раз общественность отстаивала свои права на свободу слова, выражения своего мнения и объединения. Эти оба документа, как подчеркивают они, вводят жесткие ограничения прав, защищаемых международными правовыми документами и Конституцией. В частности, это усиление контроля, в том числе финансового, за деятельностью НКО.
Проектом предлагается обязать НКО представлять органам государственной статистики и налоговым органам, Министерству юстиции, органам прокуратуры информацию о своей деятельности, документы, содержащие отчет о своей деятельности, персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денег и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранцев и лиц без гражданства.
Законопроектом установлено, что размеры и структура доходов НКО, а также сведения о размерах и составе имущества НКО, расходах, численности и составе работников, оплате их труда, использовании безвозмездного труда граждан в деятельности НКО не могут быть предметом коммерческой тайны, что противоречит положениям Закона «О коммерческой тайне».
Проект закона также предусматривает права госорганов запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности НКО у органов государственной статистики, налоговых и иных органов государственного надзора и контроля, а также у банковских учреждений и иных финансовых организаций.
Подобное ограничение прав НКО не соответствует требованиям гражданского и законодательства о банковской деятельности.
«Все изложенные в законопроекте механизмы надзора и контроля за деятельностью НКО грубым образом нарушают границы допустимого вмешательства в реализацию прав человека на свободу объединения, неприкосновенность частной жизни, а также принцип автономии воли. Следует отметить, что действующее законодательство уже предусматривает обязательства НКО по предоставлению органам налоговой службы, Социальному фонду и органам статистики информации о своей деятельности, включая сведения о финансовом положении, наличии имущества, источниках формирования денежных средств, направлениях их расходования, используемом имуществе, численности и составе работников, оплате их труда. Соответствующие государственные органы располагают широкими возможностями для осуществления контроля за соблюдением некоммерческими организациями требований законов и других обязательных актов. При этом институты государственной власти вправе также принимать соответствующие меры в случае выявления нарушений со стороны представителей некоммерческого сектора», — напоминают юристы.
Отнесение контрольных и надзорных функций за деятельностью НКО дополнительно и к полномочиям Министерства юстиции, органов прокуратуры противоречит законодательству КР.
Из анализа правовой клиники «Адилет» к законопроекту «О НКО»
Эксперты назвали неправомерной норму о том, что иностранцы и лица без гражданства лишаются права выступать в качестве учредителей НКО. Они подчеркнули, что, согласно статье 36 Конституции, каждый имеет право на свободу объединения. Как участник всех основных международных договоров по правам человека Кыргызстан обязан соблюдать международные стандарты, гарантирующие каждому человеку право на свободу мирных собраний и ассоциаций.
Усложняется процедура регистрации НКО и филиалов, представительств иностранных НКО. Юристы не понимают, с какой целью законопроектом предлагается Министерству юстиции дополнительно вести отдельный реестр филиалов и представительств иностранных неправительственных организаций. Кроме того, вводится обязательная перерегистрация всех действующих НКО. Законопроектом поручается кабмину до 31 декабря 2023 года провести перерегистрацию некоммерческих организаций.
«Зачастую подобного рода законодательные инициативы, направленные на установление жесткого контроля за деятельностью НКО, которые получают финансирование, в том числе от иностранных источников, оправдываются наличием аналогичного закона в США. Но стоит отметить, что по закону Штатов 1938-го об иностранных агентах («Акт о регистрации иностранных агентов», FARA) в США в реестр иностранных агентов попадают прежде всего организации и физические лица, лоббирующие интересы другого государства, при этом бремя доказывания, что целью предполагаемых «агентов» действительно было влияние на политику Соединенных Штатов, лежит на американских властях. «Политическая деятельность» в FARA понимается как лоббистская. Это как прямое взаимодействие с должностными лицами США от имени клиента по вопросам внесения изменений в законодательство, осуществления государственных программ и утверждения каких-либо лиц на государственные посты. В подобных случаях организация, получающая иностранное финансирование, подлежит регистрации в Министерстве юстиции Штатов в качестве иностранного агента и вправе продолжить заниматься лоббистской деятельностью», — указывают в «Адилете».
Организации гражданского общества США, осуществляющие деятельность в сферах прав человека, демократии, верховенства права и социальной помощи и получающие иностранное финансирование, не подлежат регистрации как иностранные агенты.
Из анализа правовой клиники «Адилет» к законопроекту «О НКО»
Юристы перечислили негативные последствия в случае принятия законопроекта в предложенной редакции:
Они напомнили, что любые законодательные инициативы, направленные на ограничение прав и свобод человека, обоснованно вызывают недовольство со стороны населения, поскольку нарушается обязательство государственной власти служить всему обществу и осуществлять свои полномочия в интересах народа.
«Чрезвычайно важно прийти к консенсусу и объединиться государству с НКО для решения существующих проблем экономического, социального, правового характера, а это возможно достичь лишь через вовлечение гражданского общества в решение проблем. Не стоит забывать, что НКО не раз оказывали помощь государству и его гражданам как во времена конфликтных и чрезвычайных ситуаций, так и при решении острых проблем, которым не уделяется должного внимания», — напомнили эксперты.
Они просят принять меры по укреплению единства в решении существующих проблем, поскольку одни лишь заявления об объединении без конкретных действий приводят к снижению доверия со стороны населения к власти, что крайне нежелательно, прежде всего для последних.