10:00, 03 февраля 2023, Бишкек - 24.kg , Дарья ПОДОЛЬСКАЯ
На востоке Европы продолжаются боевые действия России в Украине. Военное противостояние двух стран затянуло в зону репутационных, политических, экономических рисков и другие государства, в том числе образующие Центральную Азию.
Ряд экспертов полагает, что руководителям стран региона пора осознать: из-за обилия санкций Россия экономически слабеет, а из-за продолжающейся военных действий ей все труднее удерживать лидирующую позицию гаранта безопасности на постсоветском пространстве, в том числе в Центральной Азии. Высвободившуюся частично нишу могут занять Турция и Китай. Следовательно, чтобы минимизировать внешнее вмешательство, государствам ЦА пора объединять усилия.
Регион получил очередную возможность стать самостоятельным геополитическим игроком, не опираясь на Москву, Пекин или Анкару.
Но как быстро государства региона смогут интегрироваться? После 4-й Консультативной встречи глав стран Центральной Азии, прошедшей 21 июля 2022 года в Чолпон-Ате, минуло шесть месяцев. Таджикистан и Туркменистан так и не подписали ключевой документ саммита — Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве.
Политологи назвали нежелание Эмомали Рахмона и Сердара Бердымухамедова вступать в ближайшей перспективе в объединение ожидаемым. Внешняя политика официального Ашхабада базируется на принципах нейтральности по отношению к любым межгосударственным соглашениям. Таджикистан выступает за двусторонние контакты с соседями. Это свидетельствует о том, что единый подход президенты стран региона не выработали.
Не решены также и ключевые экономические вопросы, а на кыргызско-таджикской границе регулярно стреляют. При таких обстоятельствах рассуждать о дружбе и добрососедских отношениях несерьезно.
По мнению философа Жылдыз Урмамбетовой, главы центральноазиатских государств по различным объективным и субъективным причинам не могут договориться.
«Поползновения выстроить диалоговую площадку уже были среди интеллектуальной и культурной элиты 10-15 лет назад. Инициатором выступал Казахстан. В Астане хотели, чтобы представители экспертного сообщества стран региона сообща выработали стратегические ориентиры для политического руководства. Но план так и не сработал. Однако шансы, конечно, на интеграцию существуют, несмотря на региональные противоречия, другое дело, будет ли результат. Утверждать что-то однозначно пока очень сложно. Сейчас возникают новые направления», — отметила она.
Ранее обсуждалась евразийская интеграция во главе с Россией. Но из-за войны этот вариант теряет актуальность. Сейчас возникает новый аспект — объединение тюркоязычных государств под эгидой Анкары. Его параметры мы можем видеть на примере активизации таких организаций, как ТЮРКСОЙ и ТюркПА.
Жылдыз Урмамбетова
Экономист Азамат Акенеев согласен, что для стран Центральной Азии открывается новое окно возможностей и связано это прежде всего с внешним фактором.
«Так повелось изначально, еще с советских времен, что экономики государств региона были ориентированы на РФ. Горизонтальной интеграции и горизонтальных связей было не так много. Но ныне этот большой российский рынок закрывается. РФ находится под санкциями, ведет военные действия, и там прогнозируется долгосрочный экономический кризис. Следовательно, шансы получения прибыли для наших экспортеров и спектр трудоустройства мигрантов в России будут ограничиваться или полностью сойдут на нет. Нам придется искать новые рынки сбыта. Естественно, первый выход — начать активно торговать с соседями. Поэтому я думаю, что сейчас экономическая интеграция будет усиливаться, причем естественным образом», — сказал он.
Есть еще один фактор. Недавно Кыргызстан и Узбекистан решили приграничные вопросы, что в свою очередь создает очень хорошие условия для налаживания долгосрочных экономических и других связей.
Азамат Акенеев
Однако оптимизм эксперта не все коллеги разделяют. Некоторые аналитики согласны, что предпосылки для интеграции есть, но существует и комплекс серьезных вопросов, без решения которых проект по объединению обречен на провал.
Для создания полноценного союза на взаимовыгодных и приемлемых для всех сторон условиях нужен спонсор. В случае с ЕС, который все эксперты приводят как пример успешной интеграции, финансовое бремя разделяли Германия, Франция и Великобритания.
При создании центральноазиатского блока донорами могут выступить Казахстан и Узбекистан.
Эксперт Аида Алымбаева сомневается, что эти две республики готовы оказывать поддержку.
«Речь идет не только о вливаниях в реформы своих не слишком зажиточных соседей, но и о том, чтобы противостоять внешним игрокам. К примеру, той же России. В Москве не заинтересованы в сближении и в ответ могут тоже ввести санкции в отношении своих бывших партнеров. Между тем страны должны продолжать укреплять торговое и экономическое сотрудничество. Сейчас, в реальной перспективе, мы можем говорить не о возникновении какого-то блока, а об усилении взаимодействия», — полагает она.
Россия ведет политику «разделяй и властвуй». Ей проще договариваться в формате тех объединений, которые она сама создает и спонсирует. Например, ЕАЭС, ОДКБ. Возможно, в ближайшие два-три года Казахстан и Узбекистан выступят с подобной инициативой, но до создания какого-либо крупного объединения, думаю, дело так не дойдет.
Аида Алымбаева
Она добавила, что о военном сотрудничестве тоже говорить рано, чтобы не раздражать лишний раз Пекин и Москву. Россия уж точно не захочет уступать регион Китаю или Турции как сферу своего влияния.
Политолог прогнозирует охлаждение со стороны РФ с государствами, активно продвигающими интеграционную повестку в регионе.
Неприятие объединения стран ЦА внешними акторами лишь отодвигает реализацию проекта. Понятно, что в Кремле будут и дальше настороженно воспринимать любые попытки, направленные на расширение и углубление связей, в частности в сфере распределения воды и энергоресурсов.
«Регион давно уже созрел для более тесных интеграционных процессов, по крайней мере, в водноэнергетической сфере, вопросах расширения торговли, логистических цепочек, приграничного сотрудничества и обеспечения региональной безопасности», — подчеркнул глава Центра политико-правовых исследований Тамерлан Ибраимов.
Раньше практически все эти вопросы рассматривались через призму организаций, где первую скрипку играли другие страны, не находящиеся в регионе. Сегодня геополитическая ситуация меняется, и государствам Центральной Азии нужно становиться более самостоятельными во всех этих вопросах.
Тамерлан Ибраимов
Принимая во внимание все эти факты, можно сделать вывод: говорить о провале каких-либо интеграционных инициатив в Центральной Азии не совсем корректно. Прежде следует выделить два подхода и определить, что именно подразумевается под интеграцией: либо делегирование части суверенитета в некий наднациональный орган (примером такого формата является Европейский союз), либо взаимное дополнение участниками друг друга. По такой модели работают международные финансовые и экономические институты.
Политологи отмечают, что экономическая интеграция стран ЦА в разных форматах идет не первый год, причем достаточно успешно. Мультимодальные транспортные коридоры стали реальностью. Кыргызстан вошел в пятерку крупнейших внешнеторговых партнеров Узбекистана ($1 миллиард 200 миллионов. — Прим. 24.kg). Некоторые государства, в частности Таджикистан и Туркменистан, с разной скоростью, но все-таки участвуют в интеграции. Здесь следует делать поправку не на тренды в Ашхабаде или Душанбе, а на желание лидеров этих стран.
Эксперт Шерадил Бактыгулов считает, что большую роль в продвижении интеграции играют консультативные встречи президентов Центральной Азии. Это маленький шаг к формированию регионального порядка и индикатор того, что, несмотря на имеющиеся напряженность и несогласие в отношениях между некоторыми государствами региона, диалог, доверие и координация остаются ключевыми темами на повестке.
Гибкий характер консультаций указывает на то, что страны ЦА формируют региональный порядок, основанный на местных нормах и практиках.
Шерадил Бактыгулов
Аналитик согласен с тем, что Чолпон-Атинский договор был первой попыткой установления политического консенсуса между лидерами государств о перспективах региона. Но «да» документу сказали в Астане, Бишкеке и Ташкенте. Таджикистан и Туркменистан воздержались, но и открыто против не выступили.
Однако, по мнению Шерадила Бактыгулова, неприсоединение этих двух республик к ключевому соглашению показывает их неготовность к многоплановому стратегическому сотрудничеству в рамках Центральной Азии.
«Со временем это пройдет. Процесс регионализации — это общий мировой тренд. Центральная Азия не является исключением, интеграционные процессы набирают обороты в рамках экономических проектов АБР, ЕАЭС, ЕС и ЮСАИД», — добавил он.
В Кыргызстане, Казахстане и Узбекистане есть понимание того факта, что интеграция региона ЦА является неизбежной. Если мы не хотим оказаться на уровне африканских стран, раздираемых междоусобными войнами и путчами, подогреваемыми извне, в то время как богатства этих государств уходят в карманы владельцев транснациональных корпораций.
Шерадил Бактыгулов
Эксперты рекомендуют руководству стран трезво оценивать перспективы регионального сотрудничества, а не исходить из того, что вероятное сближение может задеть интересы внешних игроков. Региону необходимо трансформироваться в самостоятельную геополитическую единицу. Только в этом случае крупные державы — Россия, Турция и Китай, имеющие здесь свой интерес, будут воспринимать регион как равного партнера.