10:00, 01 декабря 2022, Бишкек - 24.kg , Дарья ПОДОЛЬСКАЯ
Вместе с неудобными СМИ под прицел властей попали и неправительственные организации. В ноябре на общественное обсуждение один за другим вынесены два законопроекта «О НКО». Эксперты уже назвали их дискриминационными и противоречащими Конституции.
Авторами первого выступают чиновники администрации президента, второго — член провластной парламентской фракции «Ата Журт Кыргызстан» Надира Нарматова.
Юристы правовой клиники «Адилет» и правозащитного движения «Бир Дуйно Кыргызстан» требуют отозвать скандальные документы, указывая на то, что их принятие приведет к ликвидации гражданского сектора.
В пользу того, что давление на НПО усиливается, свидетельствуют несколько фактов.
15 ноября за участие в мирном митинге против передачи Узбекистану Кемпир-Абадского водохранилища была задержана и оштрафована известная правозащитница Азиза Абдирасулова.
Других активистов, выступающих за Кемпир-Абад, глава ГКНБ Камчыбек Ташиев назвал провокаторами.
А чиновники Министерства культуры, информации, спорта и молодежной политики запретили правозащитному движению «Бир Дуйно Кыргызстан» к показу два документальных фильма о правах человека. Тем самым едва не сорвав ежегодный международный кинофестиваль.
После инициированных проектов законов «О НКО» не осталось сомнений — Старая площадь бросила гражданским активистам вызов.
Но если чиновники из президентской администрации все-таки согласились с рядом замечаний и есть надежда, что «драконовский» документ будет откорректирован, то Надира Нарматова на компромисс не идет.
Будучи нардепом пятого созыва, она в соавторстве со своими коллегами Турсунбаем Бакир уулу и Нуркамилем Мадалиевым уже вносила в парламент аналогичные изменения, пытаясь узаконить понятие «иностранный агент», но депутаты уже шестого созыва проголосовали против дискриминационной инициативы.
Обновленный документ Надиры Нарматовой еще более жесткий. Он, как и предыдущий вариант про иностранных агентов, списан на 90 процентов с российского аналога и содержит нормы, противоречащие основным демократическим принципам.
Проект также нацелен на ограничение деятельности НКО, включая филиалы и представительства иностранных организаций.
Как и вышедший из недр президентской администрации, проект закона Надиры Нарматовой устанавливает обременительные требования для всех НКО.
В этот раз автор заменила «иностранного агента» иностранным представителем. Это нужно, чтобы маркировать НПО, финансируемые из-за рубежа.
Поддерживающие эту инициативу добавляют, что принятие законопроекта об иностранных агентах связано с вопросом безопасности государства, и такие правила введены не только в России, но и в демократических странах, в том числе в США.
При этом забывают указать, что в США существует понятие лоббистской деятельности и, согласно закону о регистрации иностранных агентов (FARA), принятого в 1938 году и откорректированного в 1966-м, его субъекты официально составляют соглашение о защите интересов правительств зарубежных стран. Только в таких случаях они именуются «иностранными агентами».
В кыргызстанском же варианте закона речь идет не о лобби в интересах иностранных правительств, а о собственных гражданах, стремящихся к развитию своей страны.
Аналитики отмечают: главная проблема в том, что в законодательстве КР нет четкого указания, что подразумевается под политической деятельностью.
В законопроекте, предложенном Надирой Нарматовой политическая деятельность описывается так:
«НКО признается участвующей в политической деятельности, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она участвует (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях».
Юристы правовой клиники «Адилет» подчеркивают, что такая классификация не соответствует понятию «политической деятельности». Последняя подразумевает политическую волю, направленную на участие в управлении делами государства. Проведение же мирных собраний, флешмобов, акций — это общественная деятельность.
НКО не стремится к власти. Это подмена понятий. Участие граждан в разработке и реализации государственной политики через мирные собрания является общепринятой и признанной формой взаимодействия с гражданским обществом, как закреплено в Конституции.
Из обращения правозащитников к президенту
НКО не занимаются политикой, не участвуют в выборах, не заключают союзы с политическими партиями и не выступают их спонсорами.
Признавать же ту или иную некоммерческую структуру «иностранным агентом» только на том основании, что она получает гранты, неправомерно.
Как и в случае с законопроектом администрации президента «О НКО», эксперты напомнили, если документ, инициированный Надирой Нарматовой будет принят, Кыргызстан прослывет злостным нарушителем обязательств в рамках исполнения международных договоров, участником которых является. Предложенные изменения подрывают эти положения.
Законопроект о НКО содержит статьи, согласно которым государство оставляет за собой право вмешиваться в их работу еще на этапе ее создания.
«Аналогично законопроекту, инициированному администрацией президента, этот документ содержит чрезвычайно высокую степень рисков абсолютной ликвидации правозащитного сектора Кыргызстана в краткосрочной перспективе. Важнейшие демократические институты, включая свободу выражения мнений, свободу объединения и свободу мирных собраний, участие в управлении государством и общественный контроль, станут со временем недоступными на территории Кыргызстана», — подчеркивают в «Адилете».
Юристы не понимают, зачем внедрять такие механизмы контроля в демократическом обществе?
Эксперты напоминают о замечаниях Венецианской комиссии и просят с их учетом, а также экспертного сообщества откорректировать инициативу. Услышит ли их Надира Нарматова — другой вопрос.
Автор, похоже, намерена отстаивать свои поправки до конца. Она утверждает, что НПО получают до $1 миллиарда ежегодно. Однако откуда у нее такие сведения и есть ли документы, акты проверок финансовой разведки, их подтверждающие, нардеп не поясняет.
Но говоря о поступлении долларов из-за рубежа, Надира Нарматова, видимо, забыла, что за счет грантов в стране живут не только НПО, но в первую очередь кабинет министров, сам парламент, другие органы власти. То есть само государство зависит от зарубежной помощи и только на ней и держится.
«Если говорить о взаимоотношениях государства и НПО, то давайте рассмотрим Казахстан. Там из государственного бюджета выделяется $40 миллионов на поддержку НПО, желающих участвовать в социально-экономических проектах. Хотите исключить иностранное влияние? Сделайте то же. Я считаю, наши депутаты инициируют законопроекты, которые имеют громкий выхлоп, но нулевой результат», — сказал эксперт Игорь Шестаков.
Это популизм чистой воды. Вместо решения актуальных вопросов депутаты борются с ветряными мельницами, зарабатывая себе на этом громкое имя.
Игорь Шестаков
Вместе с тем аналитики сходятся в одном: на сегодня именно НПО являются одним из «социальных лифтов», с помощью которых люди могут попасть в высокие кабинеты. Недовольство деятельностью НПО может быть, конечно, и обусловлено соображениями национальной безопасности, но, скорее всего, это попытка убрать потенциальных конкурентов в борьбе за власть в будущем.