12:17, 16 ноября 2022, Бишкек - 24.kg , Татьяна КУДРЯВЦЕВА
В апреле 2004 года Жогорку Кенеш принял обращение к депутатам Олий Мажлиса Узбекистана о кыргызско-узбекских межгосударственных отношениях в использовании водных ресурсов Кыргызстана. Копией документа поделился депутат Дастан Бекешев.
В документе изложены исторические факты об использовании межгосударственных гидроэнергетических сооружений на территории Кыргызстана. Отмечается, что водный фонд страны — один из основных источников водоснабжения государств Центральной Азии. Только 20 процентов общего стока своих поверхностных водных источников использует сам Кыргызстан, а 80 процентов стока потребляют наши соседние государства.
В пример, в частности, приведена история строительства Токтогульского водохранилища. О его сооружении мечтал выдающийся государственный деятель, первый секретарь ЦК Компартии Узбекистана Усман Юсупов. О строительстве этого гидроузла он в 50-х годах XX века ставил вопрос перед ЦК КПСС и советским правительством. Преемник Усмана Юсупова — первый секретарь ЦК Компартии Узбекистана Шараф Рашидов также не раз ставил перед Союзным центром вопрос о строительстве Токтогульского гидроузла. Ученые Узбекистана во главе с крупным советским гидротехником, академиком Академии наук Узбекской ССР Александром Аскочинским научно-практически обосновали настоятельную необходимость строительства объекта.
В итоге предложения о строительстве Токтогульского гидроэнергоузла в Киргизской ССР поддержали ЦК КПСС и Совет Министров СССР. Но требовалось согласие Кыргызстана на возведение объекта.
«Мы понимали, что строительство Токтогульского водохранилища нанесет народному хозяйству Кыргызстана огромный ущерб, окажется под водой плодородная горная долина, тысячам людей предстоит переселиться в новые места. Мы предложили построить на этой же реке Нарын выше Токтогульского гидроэнергоузла Камбаратинские гидроэнергетические узлы с водохранилищем емкостью более 7 миллиардов кубометров и годовой выработкой 6 миллиардов киловатт-часов дешевой электроэнергии. Но союзный центр не согласился с предложением, утверждая, что назначение Токтогульского гидроэнергоузла — развитие ирригации в Средней Азии для увеличения производства хлопка, риса и другой сельскохозяйственной продукции, а выработка электроэнергии является попутной, не главной. Что касается экономического ущерба Кыргызстана, то со временем он будет восстановлен», — говорится в обращении депутатов.
Кыргызстан во имя благополучия соседних братских народов согласился с предложением о возведении Токтогульского гидроэнергоузла.
Из обращения Жогорку Кенеша к Олий Мажлису Узбекистана
Токтогульское водохранилище затопило свыше 32 тысяч гектаров плодородных земель, осталось под водой 24 населенных пункта и районный центр, где проживало около 30 тысяч человек. Ежегодные экономические убытки Токтогульского района только в результате затопленных его плодородных земель составляют 129,5 миллиона сомов. А за 26 лет, прошедших с момента ввода в эксплуатацию Токтогульского гидроузла, население района понесло убытки в размере более 4,2 миллиарда сомов. Кроме того, население района не получило еще 70 миллионов рублей компенсационной выплаты.
«Кыргызстан более 25 лет сооружал каскад Нарынских ГЭС, в том числе Токтогульский гидроэнергоузел, затратив свыше 1 миллиарда советских рублей. Думаем, что нетрудно представить себе, как неимоверно трудна была организация строительно-монтажных работ в горах, где не было необходимых условий для проживания и работы для тех, кто должен был строить эти объекты. В 1974-м — году пуска первых двух агрегатов Токтогульской ГЭС — была сильная засуха. Нехватка поливной воды особенно остро ощущалась в Ферганской долине Узбекистана, ожидался огромный недобор урожая сельскохозяйственных культур. Нельзя было допускать этого. И Кыргызстан по просьбе руководства Узбекистана сбросил 1 миллиардов кубов из накопленной в водохранилище воды для полива узбекистанских плантаций, перенеся пуск готовых агрегатов гидроэнергоузла на следующий 1975 год», — рассказали депутаты.
Токтогульская ГЭС не вступила в строй ни в 1975 году, ни в 1976-м, так как в эти годы также была сильная засуха.
И почти 2 миллиардов кубометров воды водохранилища были вновь выпущены без выработки электроэнергии для полива сельскохозяйственных полей Узбекистана. За два года Кыргызстан не выработал несколько миллиардов киловатт-часов электроэнергии, понес огромные экономические потери. И это при том, что Кыргызстан воду Токтогульского гидроузла на орошение своих земельных площадей не использует: водохранилище построено ниже наших сельскохозяйственных угодий.
В целом в советские годы за более чем 25 лет построены на реке Нарын Токтогульский, Курпсайский, Уч-Курганский, Ат-Башинский, Таш-Кумырский, Шамалды-Сайский гидроэнергетические узлы. Все средства, затраченные на их строительство из общесоюзного бюджета, еще в советский период окупились многократно, с лихвой.
До сооружения Токтогульского гидроузла в Ферганской долине часто происходили разрушительные паводки. Ввод в эксплуатацию Нижне-Нарынских гидроэнергетических узлов, а также Андижанского водохранилища исключил проведение противопаводковых мер в бассейне реки Сырдарьи, позволил сэкономить миллиардные материальные и финансовые средства. Нарынские гидроузлы спасают Большой Ферганский и Большой Наманганский каналы и другие ирригационные сети Узбекистана от заиливания, на устранение которого также тратились в свое время миллионные средства.
В своем обращении в 2004 году депутаты также отмечали, что имеется множество примеров, свидетельствующих об ущемлении интересов Кыргызстана в межгосударственном использовании водных ресурсов Кыргызстана, о многочисленных нарушениях межгосударственных договоренностей со стороны правительства Узбекистана. Обо всем этом, наряду с вышеуказанными, говорят следующие факты.
«Водные источники кыргызских рек Падша-Ата, Майлуу-Суу и построенные на территории Кыргызстана Кассансайское и Керкидонское водохранилища, а также проходящие по кыргызской территории Правобережный Кампыр-Раватский, Левобережный Нарынский, Большой Ферганский, Большой Наманганский каналы используются Узбекистаном и Кыргызстаном. Но со стороны правительственных органов Узбекистана постоянно нарушаются межреспубликанские соглашения по использованию водных источников указанных ирригационных сооружений, ущемляются интересы водопользователей Кыргызстана», — высказались депутаты.
В 1962 году первый секретарь ЦК Компартии Узбекистана Шараф Рашидов обратился к Кыргызстану с просьбой дать согласие на строительство водохранилища в Узгенском районе Кыргызстана. Речь идет о том самом Кемпир-Абадском водохранилище. КР согласилась на возведение объекта. Ирригационное сооружение затопило 5 тысяч 22 гектара плодородных земель, приусадебных земель с постройками, государственного рыбного хозяйства.
«Заверение высших органов Узбекистана в том, что ввод в эксплуатацию Андижанского водохранилища обеспечит орошение 100 тысяч гектаров земельных площадей Кыргызстана, было записано в документах правительств двух республик и затем неоднократно подтверждалось. Но не построен ни Левобережный Кампыр-Раватский канал, ни Сохское водохранилище. Андижанское водохранилище уже несколько десятков лет орошает 340 тысяч гектаров земли Узбекистана. А Кыргызстан за эти годы не использовал ни одного кубометра воды из 227 миллионов кубов, ежегодная подача которых для Ошской области была предусмотрена в межреспубликанском соглашении. В результате водой не обеспечены свыше 25 тысяч гектаров пригодных к орошению земель Ошской области», — напомнили в Жогорку Кенеше.
Напомним, что накануне депутаты профильного комитета Жогорку Кенеша одобрили в трех чтениях соглашение с Узбекистаном по отдельным участкам кыргызско-узбекской границы и совместном управлении Кемпир-Абадским водохранилищем.