12:00, 08 сентября 2022, Бишкек - 24.kg , Нуркыз САБЫРОВА
Президент вернул с возражениями законопроект о регламенте Жогорку Кенеша. Вопрос обсудили на заседании профильного комитета парламента.
«Это исходит из того текста, который нам направили. Выражения, которые указаны в возражении, не то чтобы неприемлемы, они противозаконны», — заявила она.
По словам народной избранницы, предложения экспертов исполнительной власти направлены на сведение к минимуму участия депутатов в законодательном процессе и процедурах назначения на должности руководителей государственных органов. Также в них указано, что вопрос об освобождении от должности членов кабинета министров и руководителей госорганов является исключительной прерогативой президента.
«Это противоречит статье 70 Конституции, где в пункте 4 указано, что президент по собственной инициативе или с учетом предложения Жогорку Кенеша освобождает от должности членов кабинета министров и руководителей госорганов», — заявила Гуля Кожокулова.
Она отметила, что эксперты включили пункт, по которому Жогорку Кенеш дает согласие на привлечение к уголовной ответственности генерального прокурора и акыйкатчи при наличии представления одного из их заместителей и наличии представления генерального прокурора.
«То есть генпрокурор напишет сначала на себя представление об освобождении от должности и привлечении к ответственности?» — недоумевает нардеп.
По данным депутата, среди предложений значится исключение из парламентских мероприятий правительственного часа и правительственного дня.
Основание — участие председателя кабинета министров, членов кабмина и глав госорганов в мероприятиях Жогорку Кенеша негативно сказывается на выполнении ими функциональных обязанностей.
Вместе с тем вносится предложение о том, чтобы кабмин не представлял отчет о деятельности Социального фонда и Фонда обязательного медицинского страхования.
«В Конституции написано, что, помимо заслушивания ежегодных отчетов кабинета министров об исполнении республиканского бюджета, который включает ФОМС и Соцфонд, у нас предусмотрены иные полномочия», — возмутилась Гуля Кожокулова.
Она отметила, что все предложения экспертов исполнительной власти представлены в категоричной форме и в основном без обоснования.
«Мы все укомплектовали и приняли. Нам приходит вето. Здесь была подстава президента и премьер-министра. Я лично общался с председателем кабинета министров, и он говорил о наличии 75 пунктов, противоречащих Конституции. Официально нам пришло 35. Из них только один или два противоречат Основному закону», — рассказал 24.kg Марлен Маматалиев.
Депутат полагает, что ни президент, ни глава кабмина не ознакомились с содержимым и цитируют экспертов. По словам парламентария, основную часть ошибок в регламенте составляет игра слов.
«К примеру, есть понятие об экспертизе законопроекта, там указано, что соответствующее министерство делает экспертизу — это наше требование. Они говорят, что нельзя писать «соответствующее», а надо указывать конкретное министерство. А если завтра министерство поменяет название? Из-за этого надо менять регламент? Такие неграмотные замечания, скорее всего, вынесены экспертами аппарата правительства», — считает Марлен Маматалиев.
Нардеп заявил, что парламент будет стоять на своем в работе согласительной комиссии. Если это не приведет к компромиссным решениям, депутаты готовы к разговору с президентом. Он добавил, что из всех спорных моментов они готовы исключить пункт о Вооруженных силах, где указано, что депутаты могут выносить предложения об отправке военных в определенные точки.
У меня нет сведений по 75 ошибкам. Мы работаем с противоречиями, которые отправили нам официально. Там 35 пунктов. Я согласен, что не все они противоречат Конституции. Поэтому мы здесь, чтобы исправить ошибки. У всех госорганов и у вас есть позиции, их мы должны согласовать в работе группы.
Аяз Баетов
Дорабатывать документ будет согласительная группа из четырех представителей государственных органов и пяти депутатов. Интересы исполнительной ветви власти представят:
— министр юстиций Аяз Баетов,
— заместитель руководителя аппарата Верховного суда Эркин Искаков,
— заместитель полномочного представителя кабмина в ЖК Нурлан Бообеков,
— заместитель заведующего отделом правового обеспечения президента и кабинета министров Алмаз Айылчиев.
Защитников интересов законотворцев депутаты представят после согласования.
Напомним, скандал с регламентом 2 сентября прокомментировал пресс-секретарь президента Эрбол Султанбаев. Он сообщил, что документ поступил на рассмотрение главы государства 20 июля 2022 года. Согласно процедурам, закон направили на согласование в различные государственные органы, которые затрагивают его положения. Они внесли концептуальные замечания, что стало причиной возврата документа в парламент на доработку.
Регламент определяет порядок и процедуры осуществления Жогорку Кенешем полномочий, предусмотренных Конституцией Кыргызстана. Парламенту потребовался новый документ из-за смены формы правления в стране. В 2021 году Кыргызстан перешел от парламентско-президентской к президентской республике. В конце ноября 2021-го прошли парламентские выборы. Жогорку Кенеш теперь состоит из 90 депутатов: 54 — от партий, 36 — по одномандатным округам. До принятия нового документа депутаты работают по регламенту прежнего созыва.