10:00, 27 июня 2022, Бишкек - 24.kg , Бактыгуль ОСМОНАЛИЕВА
Парламент седьмого созыва завершает свою первую рабочую сессию и совсем скоро уйдет на каникулы. Как и их предшественников, общественность зачастую подвергает критике прежде всего за работу, которая оставляет желать лучшего. Однако одномандатник Эльмурза Сатыбалдиев (он вошел в состав фракции «Ата Журт Кыргызстан») не согласен, что коллеги работают плохо и объяснил 24.kg почему.
— Эльмурза Ракиевич, первая сессия Жогорку Кенеша седьмого созыва завершается, пора подводить итоги. Думаю, многие кыргызстанцы не в восторге от качества работы депутатского корпуса. А как изнутри видится? Как вы оцениваете работу законодательной ветви власти?
— Я понимаю, что избиратели, наделяя нас полномочиями, ждут отдачи, и это огромная ответственность. Нардепы нашего созыва прилагают большие усилия по приведению нормативных актов в соответствие с Конституцией. Занимаемся улучшением правовой базы для эффективного функционирования органов государственной власти и местного самоуправления.
Могу добавить, что седьмой созыв работает над законодательным обеспечением страны. Мы с коллегами начали работу по инвентаризации нормативных актов, чтобы обеспечить экономическое и социальное развитие республики, над реализацией гражданами их прав и свобод работаем.
— За весь парламентский год нардепы не нашли времени привести свою работу в соответствие с Конституцией — регламент Жогорку Кенеша до сих пор не утвержден. В чем причина? Как, например, вы — одномандатники — трудитесь?
— С самого начала созыва мы приводим нашу деятельность в соответствие всем нормам для исключения недостатков и рисков, которые могут повлиять на деятельность парламента в дальнейшем.
Иногда процессы принятия могут затянуться, но у этого есть объективные причины.
Все отношения регулируются, прежде всего, Основным законом. В случаях возникновения коллизий наша, одномандатников, деятельность базируется на нормах Конституции.
— Регламент — основополагающий документ парламента, без него депутаты просто не вправе работать. Почему вы и ваши коллеги не поставите вопрос ребром? Кто заинтересован в саботаже, не побоитесь сказать?
— Да, регламент — это основополагающий документ парламента. Это база, на котором строится вся работа Жогорку Кенеша, и в связи с существенными изменениями в законодательстве у нас появилась необходимость в полном пересмотре нашего основного документа. Я и коллеги тщательно изучаем и прорабатываем каждый момент для исключения недостатков и рисков, которые в случае принятия могут повлиять на эффективность деятельности парламента в дальнейшем.
Нет, не побоюсь сказать, потому что нет никакого саботажа ни извне, ни изнутри.
— Качество законопроектов, которые готовят нардепы, также подвергается критике. Юристы, например, правовой клиники «Адилет» постоянно по полочкам раскладывают все грубейшие ошибки. Достаточно вспомнить инициативы об амнистии капиталов, легализации казино, государственных грантах для НПО, сокращения сроков общественного обсуждения, госнаградах... Да практически все инициативы не выдерживают критики профессионалов. Но депутаты игнорируют. Почему? Почему бы не прислушаться к тем, кто понимает, знает и желает помочь?
— Критика была, есть и будет. Это всегда другой взгляд, иной ракурс, альтернативная оценка.
В качестве метода повышения качества нормотворческой деятельности способна выступить критика законодательства.
Применительно к деятельности депутата — это своего рода инструмент, который может оказать содействие на осуществляемую в стране законодательную политику.
Уверяю, та или иная критика в парламенте не остается без внимания.
— Ваш опыт работы на госслужбе приличный. Вы работали с президентом Бакиевым, знаете Атамбаева, Жээнбекова, вот теперь Садыра Жапарова. Скажите, почему любая власть вроде хочет лучшего для страны, для кыргызстанцев, но дальше красивых слов дело не идет?
— Скажу так: политика ни одной страны в мире не идеальная. Каждая власть рано или поздно может совершить или совершает ошибки, что вызывает недовольство у народа.
Но на ошибках прошлого и настоящего власть должна учиться и работать над ними. У каждого президента есть свои планы стратегии развития страны, но для того, чтобы воплотить это в реальность, а не оставить на словах, как вы говорите, нужно время и стабильность.
В любом случае могу сказать, что с каждым годом и с каждым из глав нашего государства был и идет прогресс.
В данный момент, я считаю, есть стабилизация, наблюдается подъем экономики, активизируется тесное сотрудничество с другими странами в разных сферах.
Также хочу отметить, что между законодательным и исполнительным органами власти складывается рабочее взаимопонимание. Конечно, это не исключает разногласий по тем или иным вопросам, но самое главное то, что все ветви власти стремятся к согласованным решениям насущных проблем.
— Какие законопроекты вы считаете наиболее важными, какие должны быть приняты в первую очередь? Какие законопроекты подготовили вы? Что будете инициировать осенью?
— Нет законопроектов, которые наиболее или наименее важные. Все они принимаются исходя из потребностей, которые возникают в обществе. Проекты в сфере здравоохранения, образования, экономического сектора, к примеру.
Мои законодательные инициативы в основном будут касаться экономического направления для повышения инвестиционной привлекательности Кыргызстана.