10:00, 15 апреля 2022, Бишкек - 24.kg , Дарья ПОДОЛЬСКАЯ
В Кыргызстане решили встроить в систему исполнения госзаказа некоммерческие организации.
Инициатором выступило Министерство труда, социального обеспечения и миграции. На днях Минюст предложил на общественное обсуждение проект постановления о реализации законопроекта.
Мнение экспертного сообщества разделилось. Одни считают — это поможет переориентировать неправительственный сектор с политических рельс на социальные, другие заявляют — это очередной прожект властей, потому что на реализацию закона о государственном соцзаказе в бюджете нет денег.
«Многие не задумываются, почему доноры финансируют организации гражданского общества, которые активно освещают свою деятельность в социальных сетях. Возникает вопрос: почему мнение наших граждан и политиков по нашим же государственным планам и программам им нужнее, чем кабмину? Кыргызская Республика может профинансировать аналогично другим странам потенциал институтов гражданского общества при принятии важных государственных управленческих решений», — считают в Министерстве юстиции.
Для этого нужно позволить НКО участвовать в конкурсах наравне с госпредприятиями. Но прежде определить условия и порядок проведения тендера.
В документе, представленном Минсоцтруда, говорится, что частная организация, заключившая договор с государством на оказание услуг в социальной сфере, получит, помимо госгранта, специальный талон (ваучер).
Госзаказ будет распределяться по таким направлениям, как:
За проведение конкурса отвечает независимая грантовая комиссия. Чтобы принять участие в тендере, НКО должна быть зарегистрирована в едином реестре не менее чем за год до подачи заявки и действовать строго в соответствии со своим уставом.
Организация обязана также продемонстрировать декларацию о финансовых доходах и расходах: откуда поступают деньги и на что тратятся.
По результатам конкурса уполномоченный госорган по прогнозированию и исполнению бюджета открывает лицевой счет — «Государственные малые гранты для неправительственного сектора», главным распорядителем выступает управление делами президента.
На бумаге все это выглядит очень гладко. Но как будет применяться на практике?
Они приводят в пример подвиг волонтеров в черном июле 2020 года, когда в стране наблюдался пик заражения коронавирусом.
Но одно дело, когда что-то делается по собственной инициативе и за свой счет, другое — целенаправленная раздача казенных денег на оказание определенного вида услуг.
Суть замысла властей — платить неправительственным организациям и тем самым контролировать их — понятна. Непонятно, откуда на госгранты брать деньги.
В Кыргызстане более 10 тысяч НПО. За счет каких резервов государство намерено оплачивать их проекты?
Не учтен еще и тот факт, что власти республики постоянно просят помощи у стран-доноров на латание дыр бюджета. Позволить себе при таком дефиците дополнительные расходы на финансирование неправительственного сектора в ближайшие годы КР вряд ли сможет.
В кабмине кивают на опыт Казахстана, но не учитывают: после принятия поправок в закон о госзакупках количество НКО в РК значительно сократилось. Представители оставшихся на плаву неправительственных организаций потребовали пересмотреть действующую редакцию и вот почему.
В Казахстане существует правило: победитель в конкурсах по госзакупкам должен за свой счет провести одно или несколько мероприятий, затраты на которые составляют не менее 30 процентов от суммы госзаказа, и внести гарантийный взнос в размере еще 3 процентов. Пока эти условия не будут выполнены, грант НКО не получит. То есть прежде чем рассчитывать на какую-то государственную дотацию, следует сначала вложить свои сбережения.
Эксперты в Кыргызстане, выступающие против материальной заинтересованности НПО со стороны государства, не исключают — у нас тоже попытаются выбить деньги из частников, пригласив НПО участвовать в гостендерах.
У чиновников в КР, как и у их казахских коллег, нет понимания, что неправительственные организации не зарабатывают деньги, они их только тратят, и ни одна НПО не согласится реализовывать проект себе в убыток.
Поэтому и предложена новая редакция, чтобы устранить недостатки, усовершенствовать саму систему ГСЗ и увеличить финансирование.
Но где гарантия, что добавленные пункты, во-первых, будут воплощены в жизнь, во-вторых, не породят очередную коррупцию, только на этот раз между НКО-сектором и чиновниками из комиссии, проводящими тендеры?
Никто не поручится, что Минтруда оперативно представит документы некоммерческих организаций, внесенных на конкурсы госсоцзаказа. А НКО в свою очередь отчеты о реализации отобранных проектов, договоры и другие необходимые документы.
Эксперты считают эти опасения небеспочвенными. Уж больно крепка и устойчива в Кыргызстане круговая порука.