09:48, 11 марта 2022, Бишкек - 24.kg , Дарья ПОДОЛЬСКАЯ
Министерство экономики и коммерции намерено проводить сертификацию претендентов на право получения квалификационного документа оценщика.
Цель — реализация механизма государственного регулирования процедуры подтверждения соответствующего уровня и профессиональных знаний оценщика. Сегодня этот процесс регулируется временными правилами. Они не в полной мере обеспечивают качество взаимоотношений между ее субъектами.
Уточняется, что оценочная деятельность всегда актуальна. В ее систему входят правовые и экономические отношения между оценщиками или оценочными организациями и потребителями. Поэтому нужны четкие требования, чтобы минимизировать риски. Разработчики указывают, что, исходя из международной практики, необходимо, прежде всего, уменьшить государственное участие в проведении оценки и заменить лицензию на сертификат, который могут получать и частники.
«Сертификация отличается от лицензирования более мягким режимом. Лицензия — это разрешение на осуществление того или иного вида деятельности. Сертификат — документ, подтверждающий профессиональные знания и навыки оценщика, необходимые для предоставления качественных услуг по оценке», — уточняют чиновники.
По мнению представителей бизнес-сообщества, проблема в том, что сейчас одни и те же объекты имущества различными экспертами оцениваются по-разному. Это следствие низкой квалификации оценщиков и отсутствия эффективных норм законодательства. Некомпетентная оценка наносит материальный ущерб потребителям.
Эксперты отмечают низкое качество профессиональной подготовки оценщиков, неурегулированность порядка и процедур их сертификации и отсутствие сведений о количестве всех участников рынка оценочных услуг, а также сведений о количестве, наличии и содержании, подтверждающих квалификационный уровень оценочных компаний и индивидуальных оценщиков.
Из-за этого растет количество судебных споров по таким вопросам, что также негативно сказывается на судопроизводстве.