15:01, 02 апреля 2019, Бишкек - 24.kg , Юлия КОСТЕНКО
На протяжении десятилетий на автовокзалах Бишкека не могут навести порядок. Пассажиры и перевозчики периодически жалуются на отвратительные условия, но ситуация не меняется. Очередную жалобу они направили в Жогорку Кенеш.
Комитет по транспорту, коммуникациям, архитектуре и строительству тут же отправился с инспекцией. Руководство автовокзалов к приезду депутатов тщательно подготовилось — выкрасили бордюры, установили скамейки, разогнали таксистов, пригласили несколько патрульных машин для обеспечения безопасности движения слуг народа.
Но водители встретили депутатов без восторга и сразу начали беседу с упреков и претензий.
— Главная проблема — выезд со стоянки. Машин очень много, на светофоре образовывается затор. Нужно увеличить время зеленого света или сделать дополнительную полосу для маршруток. Но вам хоть говори, хоть нет, — возмущается один водитель.
— Вдоль трассы стоят таксисты. Мы вынуждены высаживать пассажиров на проезжую часть. Тут же стоят сотрудники ГУОБДД и штрафуют, хотя знают, что из-за припаркованных машин мы не можем подъехать к остановке, — рассказывает другой.
На территорию Восточного автовокзала многие приезжают на обед в ближайшие кафе, что усложняет работу маршруток. Вместо того чтобы запретить въезд на стоянку, руководство вокзала намерено перевести сюда же минивены, которые сейчас паркуются на трассе.
Автовокзал еле вмещает все пригородные бусы. Часть территории стоянки забрали под навес, где к приезду депутатов установили скамейки, уложили брусчатку, еще бетон не успел застыть.
— Раньше мы ставили машины под навес. Теперь же мы вынуждены стоять на солнце, а этими лавочками никто не пользуется. Они тут для бутафории, что навели порядок, — делится еще один водитель.
— После дождя на стоянке скапливается вода. Нам сказали, что новый асфальт уложили для взлетной полосы, ходить по нему нельзя, — шутят шоферы. — Чтобы подойти к машине, скоро начнут сапоги выдавать.
Условия для водителей не созданы. Даже туалет для них платный. При этом с каждого рейса они должны платить руководству автовокзала 10 процентов. К примеру, 18-местный бус, работающий на маршруте Токмак — Бишкек, за один рейс зарабатывает 900 сомов при стоимости проезда 50 сомов. 90 сомов водители обязаны заплатить и на обратном пути из Токмака в Бишкек. Ежедневно они успевают сделать два рейса.
Каждый день с Восточного автовокзала отправляются 420 машин. Следовательно, с перевозчиков собирают минимум 40 тысяч сомов.
Заместитель главы Первомайского района Бишкека Мавлян Аскарбеков, как гражданский активист, знаком с проблемами маршрутчиков. С 2009 года в мэрию вносят предложения по оптимизации процесса, но никто не хочет брать на себя ответственность за реализацию.
«Из-за неорганизованности транспортных потоков страдают и горожане, и перевозчики. Необходимо открыть филиалы автовокзалов. Для междугородних маршруток открыть стоянку в Лебединовке, чтобы они не заезжали в город. То же самое сделать в западном направлении. На автовокзалы должен заезжать только городской транспорт. Следует продумать логистику. По центральным улицам они не должны ездить. Но полной организации нет. Нет человека, который бы согласился решить проблему и взять на себя ответственность», — сказал Мавлян Аскарбеков 24.kg.
Отдельного внимания заслуживает и само здание Восточного автовокзала.
Со всех сторон автовокзал завешан баннерами и рекламными щитами, а зал ожидания разделили между собой нотариальные конторы и туристические агентства.
По словам депутата Жогорку Кенеша Калдарбека Баймуратова, здание автовокзала построили по индивидуальному проекту.
«Такого автовокзала, как у нас, нигде не встретишь. Раньше здесь был утепленный зал. Здание имеет архитектурную ценность. Но его разделили самовольно. Фасад закрывает частная постройка. Якобы у владельца имеются документы на землю. Кто их выдал, тоже непонятно. Пусть мэрия выделит ему другой участок, а фасад нужно открыть. Гости приезжают, перед ними стыдно за такой хаос», — отметил он.
Не лучше ситуация и на Западном автовокзале. Начальник МТУ № 14 Каныбек Калиев не скрывает, что к приезду депутатов и других делегаций муниципальные службы выполняют обязанности ГУОБДД и убирают с трассы таксистов.
«Скоро будут саммиты ШОС и ОДКБ. По центральным улицам проезжают гости. На нашем участке проблемная улица Кулиева. Ее отремонтировали, и теперь ее заняли машины, отправляющиеся в Чолпон-Ату. Они стоят под знаком «Стоянка запрещена». Куда только мы не обращались. Мы просим установить камеру, но ни в одной фазе «Безопасного города» этого участка нет», — сказал он.
К сожалению, руководители автовокзалов проблем на вверенных участках не замечают. Директор Восточного автовокзала Казбек Кадралиев показал 24.kg, что сделано, похвастал новым залом ожидания и перроном. Водители же уверяют, что на месте зала ожидания сразу же после ухода комиссии появится очередное кафе.