09:41, 20 марта 2019, Бишкек - 24.kg , Жазгуль МАСАЛИЕВА
Вице-премьер-министр Кыргызстана Жениш Разаков рассказал об итогах переговоров по урегулированию ситуации на кыргызско-таджикской государственной границе в Баткенской области.
Он отметил, что обсуждались вопросы, касающиеся инцидентов, произошедших в Баткенском районе 13-14 марта, а также продолжения строительства дорог на приграничной территории.
«В ходе переговоров обсуждались два вопроса. Первый — инциденты, произошедшие 13-14 марта на приграничных территориях, второй — это продолжение строительства дорог на приграничной территории. По первому вопросу мы пришли к единому мнению, что расследованием инцидента должны заниматься совместно. Были созданы следственно-оперативные группы из числа сотрудников прокуратуры и Министерства внутренних дел для расследования и представления материалов расследования. Это сделано для того, чтобы восстановить полную картину произошедшего, чтобы каждая сторона не трактовала конфликт по-своему», — сказал он.
По его словам, с учетом постоянных конфликтов на приграничной территории стороны предложили создать постоянно действующие комиссии под руководством глав Баткенской и Согдийской областей, куда войдут представители правоохранительных органов и прокуратуры.
По словам Жениша Разакова, у нас очень много территорий, где дома кыргызских и таджикских граждан находятся близко, а в некоторых случаях стоят в шахматном порядке. Поручено правоохранительным органам проводить совместное патрулирование улиц, где проживают граждане Кыргызстана и Таджикистана.
«У нас есть две дороги, из Исфары дорога ведет в Ворух, но она три раза пересекает кыргызскую территорию — села Кок-Терек, Таш-Тумшук и Ак-Сай. Такая же ситуация по автодороге Баткен — Исфана, где на определенном участке пересекается таджикская территория. Поэтому мы поручили пограничным ведомствам устранить все препятствия для того, чтобы граждане двух стран на этих дорогах общего пользования могли беспрепятственно передвигаться», — рассказал вице-премьер.
Жениш Разаков прокомментировал строительство автодороги Исфара — Ворух.
«Здесь нужно понимать, что Исфара — это начальный пункт, а Ворух — конечный, но по дороге, как я отметил, три раза пересекается кыргызская территория. В этой части в 2014 году был подписан протокол, согласно которому в объезд села Ак-Сай Баткенского района будет построена дополнительная дорога, которая будет находиться вне села. Сейчас есть основная дорога, которая проходит через село, а вторая дорога строится вне села, где нет домов. Тут нужно четко понимать, что это дорога не является статусной, независимой и так далее, об этом, конечно, разговора нет. Нет никакого разговора и о том, что предоставляется какой-то коридор. Просто это дополнительная дорога, по которой как граждане Кыргызстана, так и граждане Таджикистана могут ездить. Это два варианта — одна дорога через село Ак-Сай, вторая дорога — вне села», — прокомментировал Жениш Разаков.
По его словам, эта территория является территорией Кыргызской Республики.
«Да, таджикской стороной была предложена помощь в строительстве данной дороги — там 4 километра. В принципе, полотно дороги уже готово, единственно, ее нужно довести до завершения. Мы, конечно, сказали, что мы благодарны за помощь, но так как эта дорога является территорией Кыргызстана, мы ее будем завершать на собственные средства, собственными компаниями», — пояснил он.
Что касается завершения дороги Ак-Сай — Тамдык: это дорога пятой категории — она предназначена для прогона скота. Прогон скота в осенний и весенний периоды является актуальным моментом, потому что на сегодня на пастбищах КР существует только одна дорога —через населенный пункт Ворух Исфаринского района. А на пастбище Киревшим скот пасут жители наших трех айыльных округов Ак-Сай, Самаркандек и Ак-Татыр.
В весенние и осенние периоды, когда осуществляется перегон скота, возникают определенные моменты с жителями Воруха и вопросы чисто на бытовом уровне. В целях исключения вот этого всего сейчас осуществляется строительство дороги Ак-Сай — Тандык на нашем пастбище.
«В протоколе мы согласовали, что кыргызская сторона обязуется и будет завершать эту дорогу. Сейчас ее строительство уже начато. Там уже решены все тендерные вопросы с выбором подрядчика. В данном направлении тоже проводится работа», — дополнил вице-премьер.
Жениш Разаков назвал комментарии определенных экспертов беспочвенными.
«Я должен отметить, что с нашей стороны работала очень компетентная группа и каждый вопрос мы обсуждали. И поэтому хочу отметить — данный протокол был подготовлен с учетом сохранения интересов двух государств. Если мы его по населенным пунктам будем писать, то будет называться Исфара — Кок-Терек — Таш-Тумшук — Ходжала — Ак-Сай — Ворух. То есть Исфара — это изначальная точка, Ворух — это конечная точка. Говорить о том, что Исфара, Ворух — это чисто таджикская дорога, не соответствует действительности», — сказал он.
Вице-премьер отметил, что протокол не имеет никакого секретного характера, а межгосударственная комиссия продолжит встречу в апреле.