15:53, 03 ноября 2015, Бишкек - 24.kg
УзNET, имеющий самую многочисленную аудиторию в Центральной Азии, испытывает схожие проблемы, что в других республиках Центральной Азии, а именно нехватку ресурсов на национальных языках, проблемы технического оснащения и инвестиций. Об этом пишет Tengrinews.kz.
Но это не мешает узбекским чиновникам развивать, создавать и поддерживать собственные социальные сети. В зарубежных социальных сетях они видят социальную и политическую угрозу для общества, поэтому пытаются контролировать Интернет.
Количество интернет-пользователей в Узбекистане превысило 12 миллионов. Число абонентов мобильной связи в стране более 22 миллионов. Об этом сообщает Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций страны. Развитие Интернета считается приоритетной задачей на ближайшую перспективу. Вместе с тем власти озабочены чрезмерным увлечением молодых узбеков такими социальными сетями, как «Одноклассники», Twitter и Facebook. Их проблемы и влияние на узбекских пользователей обсуждается повсеместно и на телевидении, и в прессе.
Власти страны официально объясняют так: «Защита молодых людей от негативных воздействий иностранных идей и движений является первоочередной задачей. Эти идеи распространяются главным образом через иностранные социальные сети». В 2013 году киностудия «Узбекфильм» по госзаказу сняла полнометражный художественный фильм «Одноклассники.ру», который предостерегает всю узбекскую молодежь от «тлетворного влияния» социальной сети. В аннотации картины создатели написали: «Данная социальная сеть имеет в себе многочисленные опасности, которые поджидают наивных пользователей глобальной сети». В частности, утверждается, что «Одноклассники.ру» наносят сильный вред неокрепшей психике узбекских пользователей. Посредством таких социальных сетей многие преступные организации манипулируют молодыми людьми, которые, не осознавая, становятся игрушками в их руках. Фильм рассказывает о молодых людях, которые попали в сети торговцев людьми через «Одноклассники.ру».
Поэтому создание и развитие национальных социальных сетей рассматривается узбекским правительством как альтернатива популярным социальным сетям.
Фарход Файзуллаев - создатель самой посещаемой соцсети в стране muloqot.uz (Диалог). Сеть появилась в 2011 году. В начале 2014 года его компания запустила мессенджеры GAPim и Gap - это местный вариант WhatsApp.
Он утверждает, что развитие узбекскоязычного контента имеет большие перспективы. «Если посмотреть на статистику, наши сайты ежемесячно посещают 700 тысяч человек. Сейчас в Узбекистане развиваются мобильная связь и Интернет. По мобильной связи чаще пользуются Интернетом, чем по компьютеру», - утверждает руководитель узбекской соцсети.
Александр Сучков - председатель редакционной коллегии единственного в Узбекистане журнала «Инфоком», который пишет об информационных технологиях. Он говорит, что, начиная с 2008 года, в Узбекистане социальные сети создавались каждый год по несколько штук. «Доходило до того, что даже школьники создавали социальные сети и говорили: «Вот смотрите, он ничем не хуже Facebook, и давайте включайтесь». Естественно, в Узбекистане процесс создания соцсетей активно развивался», - комментирует редактор интернет-журнала.
Когда появились «Одноклассники», в Узбекистане создали их узбекский аналог Sinfdosh.uz. Сеть просуществовала несколько месяцев, набрала несколько тысяч подписчиков и по непонятным причинам прекратила существование. Российская соцсеть, учитывая популярность и посещаемость сайта в Узбекистане, в 2012 году запустила узбекскую версию.
По данным ресурса LiveInternet, ежедневная аудитория «Одноклассников» в Узбекистане составляет более 1 миллиона пользователей, при этом 77 процентов пользователей предпочитают общаться с друзьями с помощью телефона, загружая мобильную версию. Сайт не заблокирован и успешно работает в стране.
В декабре 2013 года 14-летний школьник Миразиз Мирфазылов создал новую социальную сеть drug.uz, и за несколько первых месяцев она набрала более 1000 пользователей. В 2014 году «Твиттер» стал самым популярным благодаря Гульнаре Каримовой. Она активно использовала сеть для собственной защиты и критики действий властей в отношении ее бизнеса. После этого создали клон «Твиттера» Bamboo.uz. Ее рекламировали активно под девизом «Одна страна - одна сеть». Сеть допускала сообщение размером до 700 знаков. Но Bamboo.uz не стала популярной и через несколько месяцев прекратила свое существование. Позже появились на короткое время и исчезли uzfacebook, socialnet.bezoom.uz.
«Вся проблема в том, что при каждом новом шаге им нужно вкладывать еще определенные средства, расширять технические возможности, потому что монетизация сети Интернет не всегда приносит ожидаемые эффекты», - объясняет проблемы узбекских социальных сетей знаток УзNETa Александр Сучков.
На данный момент узбекским пользователям местных социальных сетей доступны vsetut.uz, клон fаcebook youface.uz, два узбекских аналога youtube mytube.uz и muver.uz. Пока самым успешным в попытке создать местную социальную сеть можно считать muloqot.uz, которым пользуются в основном школьники и студенты.
Фото Tengrinews.kz и ozodlik.org (RFE/RL)
Больше новостей в рубрике «Техноблог».