www.24.kg
АЭРОПОРТ «ОШ»
Первые авиаотряды
и независимые рейсы
Вступление
Аэропорт в южной столице Кыргызстана работает давно. Некоторые источники в Интернете уверяют, что он действует с 1928 года.
Но развитие воздушная гавань получила лишь после обретения Кыргызстаном независимости. Сейчас это второй по значимости аэропорт республики.
Первые
полеты
Считается, что Ошский аэропорт действует с 1928 года. Но аэропортом в те годы его назвать было сложно. Гражданская авиация в Советской Киргизии только начала развиваться.
Первый полет кыргызские пилоты выполнили в 1933 году по маршруту Фрунзе – Рыбачье – Пржевальск.
Вскоре воздушные трассы в горном крае стали прокладывать одну за другой. Стали летать и в город Ош. Так, в 1934 году запустили рейс Рыбачье – Нарын – Узген – Ош, а в 1935-м – Фрунзе – Ош.
Но до полноценного развития авиации в республике, а с ней и аэропортов, было далеко. В составе авиаотрядов были в основном тихоходы. Да и летчики чаще всего выполняли санитарно-медицинские и сельскохозяйственные задания.
Left
Right
Они ликвидировали рассадники малярийных комаров в болотах, гнезда саранчи в труднодоступных местах, распыляли минеральные удобрения над колхозными полями. Вывозили из далеких селений людей для оказания срочной медицинской помощи.
Но авиация развивалась. В 1935 году в республику поступили самолеты новой модели – Р-5 с мотором в 700 лошадиных сил. Мощность использовавшихся тогда У-2 составляла лишь около 100 «лошадей». Благодаря новым самолетам значительно увеличился объем перевозок пассажиров и грузов.
В 1938 году Киргизский обком партии
решил строить аэропорты в Ошской
и Иссык-Кульской областях.
Развивались и другие внутренние региональные аэропорты. А летом 1945 года правительство Киргизской ССР обратилось в Совнарком СССР с просьбой создать самостоятельное авиационное подразделение.
10 сентября 1945 года постановлением Совнаркома СССР, приказом начальника главного управления Гражданского воздушного флота в аэропорту «Фрунзе» на базе санитарного звена самолетов По-2 создали отдельную Киргизскую авиагруппу гражданского воздушного флота (КОАТГФ) с подчинением Москве. Она могла внутри республики планировать развитие гражданской авиации.
В связи с расширением применения авиации в народном хозяйстве создали 39-ю авиаэскадрилью. Она уничтожала малярийных комаров, перевозила почту, выполняла санитарные задания по доставке врачей, разбрасывала удобрения над полями.
Одно звено самолетов базировалось
в аэропорту «Джалал-Абад», другое –
в аэропорту «Ош».
В 1950 году в Киргизию начали поступать самолеты Ан-2. В 39-й эскадрилье пилоты И. Куц, В. Силкин, С. Журавлев, Михеев, Н. Щукин, В. Тимофеев выполняли полеты на самолетах По-2. Они же в 1955-56 годах освоили самолеты Ан-2.
В 1957-м 39-я авиаэскадрилья на самолетах Ан-2 и Як-12 перевозила пассажиров, рассеивала минеральные удобрения и боролась с вредителями на хлопковых полях.
Объем авиаработ в народном хозяйстве ежегодно увеличивался. В связи с этим приказом командира отдельной Киргизской авиагруппы на базе 39-й авиаэскадрильи организовали 238-й объединенный авиаотряд Киргизской отдельной авиагруппы.
В его состав входили две эскадрильи самолетов Ан-2 и Як-12. Одна базировалась в аэропорту «Джалал-Абад», другая – в аэропорту «Ош».
Новая жизнь
для аэропорта
По окончании строительства бетонной взлетно-посадочной полосы в мае 1963 года на самолете Ил-18 из аэропорта города Фрунзе в город Ош экипаж Фрунзенского авиаотряда выполнил технический рейс.
В салоне самолета находились технические эксперты, медицинские работники, журналисты.

Выполнял полет первый пилот Кыргызстана Ишенбай Абдраимов.
12 июня 1963 года здесь совершил посадку рейсовый лайнер Ил-18, совершивший перелет из Фрунзе. В 1965 году в аэропорту впервые приземлился самолет Ан-24.
В это время Киргизское управление гражданской авиации возглавлял Ишенбай Абдраимов. Выступая после первого полета в Ош, Ишенбай Абдраимов отметил четкую работу службы движения аэропортов Фрунзе и Оша и других служб, обеспечивающих данный полет.
Открытие рейса Фрунзе – Ош дало толчок дальнейшему развитию Ошского объединенного авиаотряда.

Из аэропорта на Ил-18 начались регулярные рейсы Ош – Фрунзе – Москва, Ош – Фрунзе – Адлер, Ош – Фрунзе – Новосибирск.
В 1960-е годы продолжилось увеличение объемов авиахимработ на полях колхозов и совхозов как в Ошской, так и в соседней Андижанской области. Осенью 1966 года Ошскую область наградили орденом Ленина. В этом была и заслуга сельхозавиации Ошского объединенного авиаотряда.
Экипажи самолетов Ан-2 Ошского объединенного авиаотряда в суровую зиму 1968-1969 годов оказали помощь колхозам и совхозам, когда животноводы с отарами овец и другим скотом оказались в тяжелом положении. Экипажи самолетов Ан-2 делали по 8-10 вылетов, доставляя животноводам корма, прессованное сено, продукты. Эти полеты спасли тысячи голов скота. Командование Ошского авиаотряда получило благодарственное письмо от Ошского обкома за своевременную помощь и четкие действия экипажей.
Юрий Кургановский, ветеран гражданской авиации
Новое здание
аэропорта
В 1966 году открылась авиалиния Ош – Москва. Старый аэровокзал не отвечал требованиям увеличения пассажирских перевозок. Решили строить новый.
Большое внимание и помощь в развитии Ошского авиаотряда оказывал секретарь обкома Султан Ибраимов. Он помогал реализовывать проекты по реконструкции аэропортов местных воздушных линий.
10 мая 1974 года сдали в эксплуатацию новый аэровокзал. Кроме того, построили стадион,
на котором проводились разные
спортивные соревнования между подразделениями аэропорта.
В авиагородке возвели несколько 4-5-этажных многоквартирных домов, детсад, общежитие. Запланировали строительство школы. Учеников в школу имени Кирова из аэропорта и обратно возил служебный автобус.
Продолжалась реконструкция аэропортов местных воздушных линий, их оснащение современными радиотехническими средствами.
Авиация спецприменения продолжала работать на самолетах Ан-2 на полях колхозов и совхозов Ошской и Андижанской областей, Целиноградской области Казахстана, перевозила пассажиров в аэропорты Баткена, Ала-Буки, Каравана, Исфаны, Кызыл-Кии.
В 1979 году Ошский объединенный авиаотряд пополнился вертолетами Ми-2. В те же годы Киргизское управление гражданской авиации начало эксплуатировать самолет Ту-154, на котором выполнялись полеты в Москву, Ленинград, Иркутск.
В 1984 году в аэропорту «Ош» ежедневно отправляли и принимали более
1,8 тысячи пассажиров.
Left
Right
В аэропорту «Ош» для принятия самолета Ту-154 надо было удлинить взлетно-посадочную полосу на 600 метров. Новую ВПП построили в рекордно короткие сроки. По окончании строительства из Оша на Ту-154 начали летать во Фрунзе, Москву, Ленинград.
Независимая
история
Интересно, что международными перевозками аэропорт города Ош начал заниматься лишь с обретением Кыргызстаном независимости.
В августе 1992 года на баланс Ошского авиаотряда из аэропорта Фрунзе были переданы два самолета Ту-154. Тогда же построили международный сектор.
Первые международные рейсы в Оше стали принимать в 1992 году.
Но первые годы независимости стали тяжелым испытанием для Ошского аэропорта и авиаотряда. 7 октября 1996 года вышел приказ Национальной авиакомпании «Кыргызстан аба жолдору» о реорганизации летных подразделений. Этим документом упразднили подразделения самолетов Ан-2 и вертолетов Ми-2.
Руководство Ошского авиаотряда решило переучивать летный состав на Як-40. В 1997 году командир авиаотряда Вячеслав Мурашкин ходатайствовал перед правительством Кыргызстана о строительстве радиолокаторной станции (РЛС) в аэропорту «Ош». Идею поддержали.
В 1998 году в аэропорту «Ош» построили радиолокаторную станцию на выделенный Францией грант.

С ее вводом Ошский аэропорт внесли в реестр ИКАО (Международная организация гражданской авиации). В это же время он закрепил за собой название «Международный аэропорт «Ош».
В июне 2001 года в связи с реорганизацией Ошский филиал АО НАК «Кыргызстан аба жолдору» («КАЖ») разделили на Ошские филиалы АО «НАК «КАЖ» и АО «Международный аэропорт «Манас», а в октябре – на ГП Ошский филиал «Кыргызаэронавигация».
В 2007 году в связи с банкротством национального авиаперевозчика «Кыргызстан аба жолдору» Ошский филиал прекратил существование. Летчиков, инженерно-технический персонал, служащих и других специалистов уволили. Пилоты, инженеры, авиатехники устраивались в другие авиакомпании.
CОВРЕМЕННЫЙ
АЭРОПОРТ
Сейчас Международный аэропорт «Ош» входит в состав Ошского филиала ОАО «МАМ». Это второй по величине и пассажиропотоку аэропорт в республике и один из крупнейших в Ферганской долине.
Основное назначение аэропорта – обеспечение потребностей в авиаперевозках всего южного региона Кыргызстана, центром которого является город Ош.
В июле 2018 года завершен очередной этап строительно-монтажных работ по расширению здания аэровокзала аэропорта «Ош». Его зал ожидания расширили до 1500 квадратных метров.
Left
Right
Ошский аэропорт во время реконструкции
Ошский аэропорт во время реконструкции
Ошский аэропорт во время реконструкции
Ошский аэропорт во время реконструкции
Ошский аэропорт во время реконструкции
В аэропорту «Ош» пассажиропоток увеличивается ежегодно, в связи с этим возникла необходимость расширения и модернизации аэровокзала. В последние три года аэропорт активно расширяют и обустраивают.
Председатель правления ОАО «МАМ» Эмир Чукуев в своей работе делает акцент на расширение региональных аэропортов, чтобы они отвечали современным требованиям и могли принимать как можно больше пассажиров.
Сегодня в аэровокзальный комплекс входят залы прилета и вылета, VIP-зал и зал официальных делегаций. Это все влияет на комфорт и качество обслуживания пассажиров и ведет к увеличению пропускной способности аэропорта «Ош». Сейчас она составляет 450-500 пассажиров в час.
На данный момент общая площадь аэровокзального комплекса международного аэропорта «Ош» составляет около 9250 квадратных метров. В 2015-м площадь аэровокзала составляла более 3500 квадратных метров. В этом году в аэропорту заработал автоматизированный паркинг. Сейчас удлиняется взлетно-посадочная полоса еще на 400 метров.
Светлое
будущее
Аэропорт «Ош» уверенно растет. Если в 2008 году через воздушную гавань прошло 275,5 тысячи пассажиров, то в 2017-м – уже 1 миллион 358,9 тысячи человек. Это второй показатель после аэропорта «Манас» в Бишкеке.
Сейчас в аэропорт «Ош» выполняют регулярные рейсы семь авиакомпаний: три отечественных и четыре иностранных. Партнерами аэропорта являются крупнейшие российские и зарубежные авиаперевозчики, связывающие Ош с десятками городов по всему миру. Маршруты охватывают страны СНГ, Азии и Ближнего Востока.
Аэропорт наращивает динамику перевозок как на международных, так и на внутренних направлениях путем открытия новых перспективных маршрутов и увеличения частоты полетов на существующих направлениях.
24.KG благодарит Центральный государственный архив
кинофонофотодокументов и пресс-службу аэропорта «Манас»
за помощь в подготовке материала.

Корреспондент: Татьяна Кудрявцева
Дизайнер: Надежда Хабичевская

© ОсОО "Информационное агентство 24.kg"
info@24.kg