12:39, 24 февраля 2015, Бишкек - 24.kg , Иван МАРЧЕНКО
Автомобиль в Кыргызстане давно перестал быть роскошью и является чем-то большим, нежели средство передвижения. Он дает возможность самовыражения. По автомобилю судят о владельце. Многие в КР предпочитают внедорожники. Они и смотрятся солидно, и ездить на них комфортно. Некоторые автолюбители объединяются в клубы по интересам и устраивают соревнования. Народный клуб внедорожного движения «Штурмовик» образован менее полутора лет назад. Гонки под его эгидой быстро завоевали любовь публики. В воскресенье на полигоне близ села Озерного прошли очередные состязания – джип-спринт «Масленица».
Дорога к месту гонок такая разбитая, что можно нехило потренироваться перед стартами. На полигоне звучит молодежная музыка. Установлена сцена. На открытой площадке чучело из соломы. Жечь будут.
- В программе – гонки на джипах в трех категориях сложности и заезды на квадроциклах. А еще – битвы на мечах от клуба исторического фехтования и исторической реконструкции «Гвардия», выступление отечественных рок-групп и веселые конкурсы, - сообщили организаторы.
Закружилась голова, и земля ушла из-под ног от томительного предвкушения предстоящих зрелищ. Это уже не просто гонки, а целый праздничный фестиваль!
Замечаю автомобили участников состязаний. Есть неброские на вид машины. У одной не видно бампера, отсутствует капот. Внутренности на виду. Знатоки подходят ближе и изучают анатомию авто. В основном представлены иномарки. Есть и УАЗ. А вот знаменитых внедорожными качествами «Нив» не видать.
Завершаются приготовления к стартам. Некоторые гонщики меняют колеса, подкручивают гайки. Другие давно готовы и общаются между собой. Многие дружны и соперничают только во время состязаний.
Обсудив правила, гонщики со штурманами отправились пешком на трассу. Надо изучить маршрут, чтобы избежать недоразумений. А ну как кто-то не туда повернет? Тут и грязь, и лед кое-где. Много вязких участков. Есть крутые подъемы и не менее крутые склоны. Рельеф трассы требует от гонщиков мастерства и сосредоточенности. А от машины – хорошей настройки и стабильной работы.
Первыми на старт вышли представители категории «ТР1». В ней участвуют подготовленные внедорожники в стандартной заводской комплектации, не имеющие модифицированных узлов и агрегатов. Дано 40 минут. Кто проедет больше кругов, тот и победитель.
Грязь из-под колес летит во все стороны. Обгоны выглядят очень эффектно. Но идти на опережение не всегда безопасно. Можно не справиться с управлением и вылететь с трассы.
А болельщиков-то сколько! Вот одна компания. Оставили машину в стороне от трассы, вынесли столик и с холодом борются. Все как у людей – выпивка, закуска. Красота!
Гонки давно стартовали, но зрители все прибывают. Джип за джипом тянутся к месту праздника, и конца автомобильному потоку не видно. Взглянули бы на это те, кто говорит, что в Кыргызстане живут бедно.
- Соревнования внедорожников – мои самые любимые гонки! – говорит один юноша. – Только не всегда удается на них попасть. В этот раз уговорил друга, и он меня привез.
И действительно досадно, что такие яркие состязания проводятся в удалении от столицы. Общественный транспорт туда не ходит. На такси – дорого. У кого есть автомобиль, могут добраться. Остальным труднее.
Наконец, первый заезд финишировал. Гонщики, точно герои, вылезают из кабин. Болельщики тут как тут.
- Как впечатления? – спрашивают у одного пилота.
- Отличные. Думаю, победил!
В перерывах между заездами идут конкурсы. Один из них мне, как представителю СМИ, понравился особенно. По правилам, конкурсант должен одной рукой отрывать от лежащей газеты клочки и бросать в ведерко. Даже не читая! Победил улыбчивый участник, меткости которого позавидовал бы и Майкл Джордан.
Вскоре стартовала гонка в классе «ТР2». В нем выступают подготовленные внедорожники заводской комплектации, имеющие модификации в узлах двигателя, ходовой части и трансмиссии (например, повышена мощность движка, усилена подвеска, увеличен дорожный клиренс и размер колес). Чем дальше, тем интереснее!
- Не знаю, как вы, а я жду категорию «ТР3», - говорит один искушенный болельщик. – Машины в ней самые мощные, прокачанные. И результаты предсказать нелегко. А какие скорости! За это и любим гонки внедорожников.