15:04, 18 августа 2016, Бишкек - 24.kg , Иван МАРЧЕНКО
Сегодня отмечается День военной авиации Кыргызстана. Для кого-то станет откровением, но она в стране есть. В ней заняты ребята, несмотря ни на какие трудности служащие Родине. В их честь сегодня на базе войсковой части №23565, также отмечающей день рождения, прошло торжество.
В клубе части оживление. Прибывают действующие офицеры, курсанты, ветераны, родственники служивых. Едва расселись, показали короткое видео: летят несколько вертолетов под музыку, как в голливудском блокбастере. Я все ждал, когда пустят ракеты. Не стали.
«Эта войсковая часть сформирована 18 августа 1959 года на базе Токмакского учебно-авиационного полка с дислокацией в городе Канте, - сообщил командующий силами воздушной обороны Вооруженных сил КР Кылычбек Айдаралиев. – С этого дня полк начал обучение иностранных военных специалистов. С 1959 по 1992 год войсковая часть подготовила и выпустила 2 тысячи 656 летчиков и 2 тысячи 300 наземных специалистов для развивающихся государств».
Он отметил, что военные летчики вносят посильный вклад в укрепление обороноспособности государства. Они участвовали в ликвидации последствий природных катаклизмов, готовы спасать человеческие жизни и сегодня. За годы независимости КР вертолетами и самолетами авиации сил воздушной обороны совместно со спасателями МЧС спасено более двух тысяч наших и иностранных граждан.
Баткенские события 1999 и 2000 годов показали скептикам, что военная авиация КР жива и способна выполнять поставленные задачи. В тревожный 2010-й воины-авиаторы активно участвовали в обеспечении стабильности, мира и правопорядка в Чуйской, Ошской и Джалал-Абадской областях. Ни одно учение в рамках ОДКБ и ШОС не проходило без авиации. Все парады с ее участием. «Огромная благодарность ветеранам-авиаторам, передающим мастерство молодому поколению», - добавил Кылычбек Айдаралиев.
«Я летел, купаясь в облаках, отражая солнечные блики. Пятый океан держал в руках – голубой, волнующий, великий», - произнес с чувством ветеран авиации Сергей Швабеланд. - Сегодняшний день в жизни каждого авиатора, наверное, праздник номер один. Это праздник моей молодости. Всю свою жизнь я связал с авиацией. Надеюсь, наше государство обратит внимание на нужды и чаяния авиаторов. Что у нас будет новая авиационная техника, а та, которую имеем, пройдет капитальный ремонт, и будет продлен ее ресурс. И полеты будут выполняться безопасно и на высоком уровне. Тем более в нашей горной стране авиация – основополагающее условие боевой готовности всех Вооруженных сил».
Потом прошел солидный концерт с участием артистов оперного театра и военных. Спели, станцевали, сыграли на комузе… Очень душевно. Аудитория радуется – праздник удался. Но это было только начало!
На аэродроме тем временем несколько вертолетов собрались в путь. Публика встала у запертых ворот аэродрома и рвется ближе к летающим махинам. «Вертолеты запустят, проедут на рулежную дорожку. Тогда войдете внутрь. А когда будут возвращаться, просьба отойти в сторону», - велел один из военных. Техника безопасности на высшем уровне!
…Дружно поднялись вверх и полетели на север шесть «птичек». Суперсовременных среди них, вроде, нет. Но состояние хорошее. Сразу видно – авиаторы делают все, чтобы поддерживать вертолеты в строю.
Сделали круг, пустили дым, вывесили флаг Родины и разлетелись по сторонам. Вскоре стали приземляться. Рядом с рулежной дорожкой выстроилась публика с фотокамерами. Некоторых волны от вертолетных лопастей чуть не сдули. Зато ощутили мощь отечественной авиации!
В конце один вертолет вновь поднялся в воздух. Настоящий полковник Владимир Верещагин на МИ-24 исполнил несколько ярких кульбитов. Публика ликует – есть у нас асы в авиации! Есть шустрая техника.
Зрители пошли смотреть вертолеты вблизи. Кто-то полез внутрь.
- Долго надо заниматься, чтобы получалось, как у вас?
- Минимум восемь лет, - поведал ИА «24.kg» Владимир Верещагин. - В этом году мне будет 49 лет. Летаю с 1986-го. Были боевые вылеты – в 1999-2000 годах участвовал в Баткене. Имею медаль «Эрдик». Сейчас работаю летчиком-инструктором. Занимаюсь с молодежью, которая возвращается из училища в Сызрани. Она приходит с налетом 30-40 часов. Его для начала полетов здесь, в горной местности, недостаточно. Мы доводим их до уровня командиров экипажа.
Разошлись зеваки, но летчики не расслабляются. В любой момент готовы выполнить задачу по охране независимости КР.