02:20
USD 68.86
EUR 85.15
RUB 1.13

Объезд мэра. Повышение тарифов на транспорт и электронное билетирование

Второй день подряд мэр Бишкека Албек Ибраимов выходит в народ. Накануне он знакомился с проблемами озеленения, освещения и санитарной очистки города. Сегодня изучал работу общественного транспорта, муниципальной пекарни и «Бишкектеплоэнерго».

Первым делом отправились в Бишкекское пассажирское автотранспортное предприятие (БПАТП), где продемонстрировали десять новых автобусов, работающих на газе, которые нашей столице подарил город Урумчи. Китайские специалисты обучают отечественных водителей тонкостям вождения. Уже к 29 апреля - Дню города - новенькие машины могут выйти на линии. Эксплуатационный срок рассчитан на семь лет.

- Экономия - от 20 до 30 процентов только на горюче-смазочных материалах. В будущем будем закупать автобусы только на этом виде топлива. Они экологически чище, меньше выхлопных газов. Строим планы, думаю, в течение двух лет у нас полностью обновится парк, - рассчитывает мэр.

Автобусное кладбище

Сейчас же проблема в имеющихся автобусах. Всего их на балансе БПАТП 455, из них больше 200 - в нерабочем состоянии. Депо и в самом деле напоминает кладбище. Ряды разноцветных китайских автобусов, закупленных в бытность мэра Наримана Тюлеева (за что он в настоящее время и отбывает наказание), стоят без колес, без окон и с нерабочими двигателями. Часть разбитых машин хранится еще со времен апрельской революции 2010-го и даже мартовских событий 2005-го. Часть будет списана после подсчетов остаточной стоимости, 115 единиц планируют отремонтировать.

По словам начальника управления городского транспорта Болота Мамышева, на ремонт первой партии из 30 машин потребуется около 8 миллионов сомов. Среди первостепенных проблем предприятия он называет обновление подвижного состава.  

- Городу нужно 800 автобусов, чтобы произошла полная замена. А каждый день на линии выходит до 120 машин. Предприятие наше убыточное, потому что тарифы низкие. В год из бюджета мэрии на проезд льготной категории граждан дотируется 140 миллионов сомов.

- Каким должен быть тариф, чтобы предприятие не было убыточным? – спрашиваю чиновника.

- Проезд должен стоить 12 сомов, а сейчас - 8. Мы ежегодно направляем свои предложения в мэрию, но нас не поддерживают.

Тарифы не повысят. Пока

- В этом году повышать тарифы на проезд в муниципальном транспорте не планируется, - заверил мэр Албек Ибраимов, отвечая на вопрос ИА «24.kg». – В следующем году – посмотрим, все зависит от цены на ГСМ. В себестоимости перевозок 60 процентов приходится на ГСМ. Если цены на топливо снижаются, значит, об увеличении тарифов речи нет.

Еще один наболевший вопрос – бусики, создаюшие настоящий хаос на дорогах. Муниципалитет неоднократно обещал упорядочить их деятельность и освободить от маршруток центр города. Но пока альтернативы нет, признался градоначальник, а потом и вовсе заявил, что конкурс на маршруты в 2016 году проводиться не будет.

Конкурс на маршруты должны были провести уже несколько лет назад, после того, как городские депутаты разработали и утвердили специальное положение. Вице-мэр, курирующий данный вопрос, Геннадий Милицкий осенью 2015-го заявлял, что это «первоочередной вопрос, поскольку он вне правового поля». «Непонятно, на каких условиях сейчас работают маршрутки. Это первое, что нужно узаконить. В течение нескольких недель постараемся доработать маршруты, оптимизировать их, опубликовать. А на всю процедуру, думаю, уйдет несколько месяцев», - говорил он.

Сейчас, получается, планы изменились, бусы продолжат работать по-прежнему. Непонятно только, для чего депутаты утверждали положение?

- Сейчас мы проводим оптимизацию маршрутов. Подготовили изменения по 50 из них, независимо от проведения конкурса будем изменять схемы. Те маршруты, которые дублируют муниципальный транспорт более чем на 50-70 процентов, поменяем. Некоторые, возможно, вообще будем убирать. Тем самым будет сокращено количество бусов, - сказал Геннадий Милицкий ИА «24.kg».

Об этом, кстати, горожанам говорили не раз. Но воз и ныне там. Значит, и порядок на дорогах установится не скоро. Ежедневно на линии по городу выходит примерно 2,5 тысячи микроавтобусов по 118 маршрутам.

- Мы понимаем, что заменить маршруты довольно болезненно. Но их много. Плюс получили 10 новых автобусов, в конце 2016-го - начале 2017-го должны поступить 50 троллейбусов. Водители будут востребованы, - добавил вице-мэр.

В БТУ он рассказал о появлении бесплатного wi-fi в троллейбусах. Wi-fi-роутеры установлены по маршрутам № 8, 10 и 11.

В конце марта 2016-го сотрудники управления бастовали. После этого сняли руководство, сейчас обязанности начальника исполняет главный инженер. С апреля мэрия пообещала увеличить зарплату водителям троллейбусов на 30 процентов.

- А план убрать не можем: муниципальный транспорт должен приносить прибыль. Этот конфликт всегда был, есть и будет, - заметил Геннадий Милицкий.

Срок – до конца года

Давно в Бишкеке говорят и о внедрении электронного билетирования.

- Необходимо поставить терминал, считывающий электронный билет, уже договорились с банками, чтобы можно было купить проездной. И единственная самая большая проблема – на каждую дверь общественного транспорта устанавливать турникет. Ведем активные переговоры. Думаю, что до конца года электронное билетирование будет налажено, - предположил мэр города. - Это позволит увеличить сборы, улучшить контроль, что обеспечит условия для развития предприятия.

Хлебушек - хорош

…В муниципальной пекарне Албек Ибраимов отведал сухарей и свежего хлеба.

- Производство новое, запущено в 2015-м, рассчитано на 30 тысяч булок в сутки. Пока мы выпускаем от 8 до 10 тысяч булок. Есть большая проблема со сбытом. Раньше мы поставляли хлеб в 120 соцобъектов, а сегодня участвуем в тендерах на общих основаниях. Поставляем продукцию в 59 соцобъектов, реализуется хлеб и в киосках, 400-граммовая булка стоит 12 сомов, в обычных магазинах цена составляет 15-17 сомов, - рассказал директор пекарни Эркин Казакбаев.

Хорошо все и в «Бишкектеплоэнерго»

- У нас 60 котельных, все отремонтированы. Особое внимание нужно обратить на теплотрассы, которые морально и физически устарели, изношены. Только за зиму на одном участке было 16 прорывов. Хорошо, что налажена работа аварийно-ремонтной бригады. Любую аварию в течение одного-трех часов ликвидирует, - рассказали представители предприятия.

А денег нет

- Мы постоянно проводим реконструкцию котельных. Изыскиваем средства, но не всегда находим. Неоднократно направляли письма, чтобы нас включали в титульный список строительства. Безрезультатно, - посетовали сотрудники «Бишкектеплоэнерго».

- Бюджет развития у нас настолько маленький… Будет увеличиваться - будем включать. У нас же социально ориентированный бюджет, вы знаете, - констатировал мэр.

- Все проблемы налицо. Эта поездка - не для «просто посмотреть», а для принятия решений. Нужно воочию увидеть проблемы и начать принимать решения, - подвел итог своего объезда Албек Ибраимов.  

Уже завтра утром он посетит новые объекты - водозаборы Башкара-Суу и Орто-Алыш. А там, глядишь, и решения принимать начнет.

Бизнес