10:51, 15 января 2016, Бишкек - 24.kg
Перевалочная база в городе Балыкчи - конечная остановка железной дороги, по которой приходит топливо и оборудование для отправки на высокогорное месторождение Кумтор. Ежегодно через нее проходят около 150 тысяч тонн различных грузов. Такая работа сопряжена с риском для жизни, но он фактически сводится к нулю благодаря четко разработанному производственному плану и технике безопасности, которую каждый из сотрудников должен неукоснительно соблюдать.
ГСМ, селитра, реагенты и оборудование для работы рудника - такой груз (ежедневно около 400 тонн) из ближнего и дальнего зарубежья доставляют составы по железнодорожным путям на перевалочную базу «Кумтора» в Балыкчи. В точке прибытия контейнеры разгружают с платформ поездов и далее при помощи спецтехники - 71-тонных погрузчиков - перегружают в автомашины компании и конвоем доставляют на рудник. Ежедневно в рейс отправляются 10 спецмашин.
Так выглядит весь рабочий процесс, если описать вкратце. Но если взглянуть на него изнутри, станет понятно, как сложно он строится на самом предприятии и как просто при этом выполнять работу, если следовать всем утвержденным правилам.
На базе работают около 200 балыкчинцев. Утро начинается с обязательного инструктажа, повторный курс по ТБ сотрудники проходят каждые полгода и по мере необходимости - плановые стажировки. Первостепенная задача руководства компании - заботиться о здоровье и безопасности подчиненных. В случае возникновения любой опасности на производстве работник должен незамедлительно доложить об этом начальству. На складе, где хранятся горюче-смазочные материалы, иначе работа строиться не может - с огнем шутки плохи.
- Топливо, которое приходит на нефтебазу в железнодорожных цистернах, мы сливаем в резервуары для хранения, после распределяем на заправку как автотранспорта компании, так и автотанкеров для доставки горюче-смазочных материалов на рудник, - рассказывает руководитель склада ГСМ на перевалочной базе «Кумтор Голд Компани» в Балыкчи Максат Кадыралиев.
Процесс автоматизирован - налив горючки осуществляется через пульт управления. Когда в автоцистерну заливается отведенное количество бензина или солярки, система отключается сама. Риск перелить или недолить топливо равен нулю. Задача сотрудников, работающих на эстакаде для налива (или слива) ГСМ на высоте со страховкой, заключается в том, чтобы контролировать бесперебойную работу аппаратуры и соблюдение техники безопасности. А последнему пункту здесь уделяют особое внимание.
- Нефтебаза снабжена автоматизированной системой пожаротушения - по всему периметру есть «тревожные» кнопки, которые нужно нажать в случае ЧП. Сработав, система сама определит очаг возгорания и начнет тушить пламя, - добавляет начальник склада ГСМ.
В зимнее время условия труда заметно усложняются. Балыкчи - ветреный город, и хотя климат здесь куда мягче высокогорья, работать приходится под пронизывающим ветром, снегом и дождем. Но к прохождению осенне-зимнего периода готовят и людей, и технику: сотрудникам выдают средства спецзащиты и теплую одежду, подготовку оборудования к холодному периоду проводят по специальному плану.
Хотя, конечно, суровые зимы добавляют работникам базы хлопот. В машинах из-за сильных холодов, бывает, замерзает воздушная система. Мурат Турганбаев, механик отдела грузопосадочного транспорта, где перед рейсом каждая спецмашина проходит техосмотр, рассказывает о трудовых буднях:
- Техосмотр на базе проводится каждый день, еще одна проверка - по пути, и заключительная - на руднике. Мелкие неисправности устраняем сами. Если поломка серьезная, отправляем в мастерскую техобслуживания.
Управлять такой большегрузной техникой непросто, признаются водители-операторы. Непременное условие при устройстве на работу - большой опыт вождения и солидный стаж. Навыки поднятия по крутому серпантину вырабатываются со временем. Но на вопрос: по душе ли эта работа, водитель Молдогазы Джолочиев отвечает, не задумываясь: «Мне очень нравится! Когда семью кормишь и все благополучно, разве может душа не радоваться?»