12:30, 30 сентября 2015, Бишкек - 24.kg , Анастасия БЕНГАРД
Осень – самое время в Кыргызстане для ремонта дорог. Это здравомыслящим кажется, что чинить трассу нужно тогда, когда наступают теплые летние дни. У чиновников же свой взгляд на проблему.
С 18 сентября 2015 года начался капитальный ремонт автодороги Бишкек - аэропорт «Манас». Всю правую сторону по направлению в аэропорт перекрыли до 30 ноября. Движение транспорта на участке с 7,5 по 30,5 км теперь осуществляется по западной (левой) стороне дороги. Ввели и скоростное ограничение: до 50 километров в час вместо привычных 90. Запретили обгон. Новое полотно обещали сдать к 1 августа 2016-го, о чем не раз говорили в правительстве.
Прошло почти две недели, а темп дорожных работ не впечатляет. Зато ребятне в селе Пригородном – раздолье: велосипеды и ролики дождались своего часа. Можно вдоволь гонять по гладенькой трассе.
- Ремонт дорог – всегда хорошо, особенно в тех районах, где их просто не осталось. Но зачем нужно было начинать такой большой проект так поздно? Зима уже не за горами, какое качество асфальта будет? Перекопают полотно до ноября, а дальше что? – задаются вопросами граждане, живущие вблизи трассы.
- Меня и старая дорога вполне устраивала. Лучше бы отремонтировали другие участки, где яма на яме и ездить невозможно. Мы живем за аэропортом, и теперь из-за скоростного ограничения приходится вставать на час раньше, чтобы успеть завезти ребенка в детсад и не опоздать на работу, - сетует молодая женщина.
- Здесь и по одной стороне машины могут поместиться в три ряда. Есть дороги намного уже, даже в районе рынка «Дордой», где разрешено ехать со скоростью 90 км/ч. В том же Пригородном – 60 км/ч, а дорога уже, чем на других участках трассы. Многие водители вынужденно нарушают установленные правила, а гаишники только этим и пользуются, причем работают зачастую не на государство, а на свой карман. Впрочем, милиционеры сами не соблюдают ограничения: превышают скорость, обгоняя по встречке. Какой пример они подают? Только для подражания, - говорит водитель с многолетним стажем.
В пресс-службе ДПС МВД заверяют, что действуют только в целях безопасности участников дорожного движения, чтобы каждый доехал до места назначения целым и невредимым.
- С начала ремонтных работ на трассе Бишкек – аэропорт «Манас» уже произошло несколько дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими. Поэтому и ввели ограничение скоростного режима. Надеемся, что наши граждане отнесутся к ситуации с пониманием и будут соблюдать правила дорожного движения. ДПС ГУВД по Чуйской области круглосуточно выставляет посты по трассе, но не в целях заработать, а ради безопасности, - пояснили ИА «24.kg» в ведомстве.
О ходе самих работ ИА «24.kg» рассказал заместитель директора департамента дорожного хозяйства Министерства транспорта и коммуникаций Нурланбек Кайынбаев.
- Мы провели закупку по капитальному ремонту дороги 9 сентября 2015-го. Всего предусматривалось 1 миллиард 84,8 миллиона сомов, но ОсОО «Технотоп» предложило меньшую цену – 954 миллиона сомов, сэкономили. Договор с генподрядчиком составили 16 сентября, и с 18-го они уже начали подготовительные работы по демонтажу существующих бордюров. Сама укладка асфальтобетонного покрытия планируется на 10-15 октября. До 30 ноября правая сторона дороги по направлению к аэропорту «Манас» будет закончена. По крайней мере, мы так планируем. И прогноз Гидрометцентра благоприятный, до 20 ноября обещают хорошую погоду.
- Почему все дорожные работы у нас, как правило, начинаются к зиме?
- Конкурс по отбору подрядчика объявляли еще в мае, но процедуру отложили из-за судебных разбирательств. Поэтому и возникла задержка, все прежнее руководство департамента уволили и заново провели тендер. Меня назначили 21 июля, - поясняет Нурланбек Кайынбаев.
- Впрочем, и это при дальновидности можно было предусмотреть, чтобы работать без спешки в сухую погоду. Я каждый день езжу мимо, темп работ не слабоват?
- Есть небольшие проблемы по согласованию, - признает чиновник.
- Какие?
- Некоторые изменения в проекте ведем по размеру бордюров.
- Так ведь их уже завезли на некоторых участках!
- Да, но они ведут согласование с заказчиком – ставить или нет. По проекту были заложены другие по высоте бордюры – выше. Такие у нас не производят. Этот вопрос рассматривается, сегодня–завтра решится.
- Некоторые джипы-нарушители без стеснения переезжают через бордюры и газоны. И низкие ограничители им только на руку. Разве не должен подрядчик изначально знать требования проекта? Если требуемые бордюры у нас не производят, то где их взять?
- Их производят, но в малом количестве - в день 200 метров, - уточняет Нурланбек Кайынбаев. - На счет бордюров можете не писать, это на темп работы никак не влияет.
- Достаточно ли техники у генподрядчика?
- Да, но и вручную трудятся рабочие, иначе мы все асфальтобетонное покрытие перекопаем. А старое покрытие по проекту снимать не будут.
- Когда планируется приступить к западной стороне дороги?
- Начало строительного сезона обычно приходится на конец апреля, как погода позволит.
- Будете ли следить за качеством?
- Мы наняли инженера-консультанта, который будет следить за качеством и объемом выполненных работ. В целом трассу должны закончить до 30 августа 2016 года.
- Говорили же до 1 августа…
- Нет, до 30-го.