14:36, 18 сентября 2015, Бишкек - 24.kg , Анастасия БЕНГАРД
Пенсионерка Валентина Петровна каждый раз диву дается, как стремительно растут цены на продукты питания.
- Растительное масло, например, вроде только недавно 5-литровая бутылка стоила 350 сомов, а теперь уже 400. Хотела взять килограмм утиных грудок по 140 сомов за килограмм, как гласит ценник, а продавец посчитала по 145. Говорит, сегодня подорожали, а ценник еще не успели переписать. На вещевой рынок вообще страшно заходить, только и слышно: «Товар подорожал из-за роста курса доллара». Жаль, что пенсии наши не растут такими же темпами. И как зиму переживем? – вздыхает пожилая женщина.
У чиновников же на этот счет свое, более оптимистичное мнение.
- Мы отслеживаем цены на девять социально-значимых продуктов: мясо, мука, пшеница, сахар, макаронные изделия, уголь и другие. Резкого скачка нет. Наоборот, по некоторым позициям, к примеру, на муку и макаронные изделия, идет снижение по сравнению с прошлым годом. На молочные продукты цены также снизились, даже скидки в супермаркетах есть. Мясо подешевело. Стоимость овощей и фруктов снизилась из-за сезона, - сообщил сегодня журналистам директор Госагентства антимонопольного регулирования Болсунбек Казаков. - Но на те продукты, которые завозятся из Турции и Китая, отмечается повышение цен в связи с тем, что повысились пошлины.
При этом среднюю цену, допустим, на макароны, специалисты агентства назвать не могут, ссылаясь на разных поставщиков и производителей, разные сорта и прочее.
- Может ли антимонопольный орган как-то повлиять на реализаторов, чтобы те безосновательно не повышали цены?
- По закону мы не имеем права вмешиваться, но вправе мониторить, если будет резкий скачок на какой-то товар из указанных девяти позиций в течение месяца на 20 и более процентов, то государство может ввести регулирование. При этом нужно учесть, что регулировать мы можем только внутренних поставщиков. Если же продукт поставляется из Казахстана, России и других стран и у них выросли цены, то повлиять на это мы не можем, - пояснил Болсунбек Казаков.
Впрочем, журналистов чаще приглашают не цены мониторить, а на рейды, в ходе которых проверяют, все ли продовольственные товары промаркированы. Вот и сегодня состоялся один из таких выездов. Специалисты госагентства во главе с директором наведались в ряд гипер- и супермаркетов.
- На любом товаре должна быть маркировка на официальном и государственном языках. Это краткая информация о товаре для потребителей, которая должна быть однозначно понимаемой, полной и достоверной, чтобы не вводить покупателя в заблуждение относительно состава, свойств, пищевой ценности, природы происхождения товара, способа его приготовления и употребления. Есть товар, на котором вся информация написана только на английском или турецком. Это и есть нарушение, за которое сначала выдается предписание, а за его неисполнение предусматриваются административные штрафы. Их размеры варьируются от 5 до 10 тысяч сомов для должностных лиц, - поясняют в антимонопольном органе.
Еще летом такое предписание получила администрация супермаркета «Бета-Сторес 2». Позже там отчитались: все нарушения устранены. Однако проверяющие убедились в обратном.
- Вот крупы, о которых ничего не известно, - отмечает специалист госагентства Зарина Калмуратова. – Даже по внешнему виду трудно определить, что это за товар, какой объем, как хранить и варить. А если в составе есть вещества, вредные для вашего здоровья?
Ее коллеги добавляют, что много жалоб поступает на переклеенные ценники и стикеры с датой изготовления продукта. Обнаружили такой сыр и сегодня. На упаковке лишь указано, что «срок годности - три месяца».
- А сама дата указана на стикере, который можно переклеивать по десять раз на день, - справедливо замечают проверяющие.
Администратор магазина поспешил заверить, что на сыре был указан неверный штрих-код, потому и переклеили ценник.
На многой продукции турецкого производства не оказалось маркировки. Продавцы напечатали состав продукта по-русски в единственном экземпляре на стенде.
- Это неправильно, информация должна быть на каждой упаковке, чтобы потребитель мог донести ее домой. По итогам проверки мы вновь констатировали отсутствие маркировки, - рассказала Зарина Калмуратова. - Администрация магазина не провела никакой работы, хотя мы налагали штраф и выдали предписание устранить нарушения до 28 августа. Сегодня мы вновь выдадим предписание и будем привлекать нарушителей к административной ответственности. Если и в третий раз будут выявлены нарушения, то будем принимать более суровые меры. Мы имеем право закрыть данный магазин до устранения нарушений.
- В вашей практике уже были такие случаи? – уточняю у нее.
- Нет, не было. Все супермаркеты реагируют, как правило, с первого раза.
- Какие жалобы чаще всего поступают вам от граждан?
- Поступают заявления разного рода. На технику жалуются, некачественную мебель, сотовые телефоны.
- Ваша помощь бесплатная?
- Конечно, бесплатная! Мы же государственный орган, получаем за свою работу зарплату. Каждый потребитель должен знать, что имеет право обратиться в досудебный орган – антимонопольный, в отдел защиты прав потребителей. Даже если вы что-то купили за незначительную стоимость. Потому что каждый продавец должен чувствовать ответственность за свой товар.
- Сколько процентов поступивших к вам жалоб удовлетворяется?
- Не хочу хвалиться, но 99 процентов. Единственная наша проблема – отсутствие сервисных центров, в которых можно определить, заводский ли брак у изделия или вина покупателя. В таких ситуациях мы не можем помочь нашим потребителям, - признается Зарина Калмуратова. - Ближайшие подобные центры находятся в Алматы и Москве. Но у нас был случай, когда мы отправляли сотовый телефон даже в сервисный центр, находящийся в Дубае (ОАЭ). Это, естественно, требует времени.
В случае если вы считаете, что ваши права, как потребителя, нарушены, можете обращаться в антимонопольный орган по телефонам: 0(312)56-33-05, 0(312)56-31-70.