Маршруты безответственности

16:31, 13 августа 2015, Бишкек - 24.kg , Махинур НИЯЗОВА

По дороге в Токтогул (Джалал-Абадская область) 4 августа случилось крупное ДТП. 17 сотрудников ГРС чуть не погибли: восемь человек получили серьезные травмы. Микроавтобус, за рулем которого сидел неопытный водитель, перевернулся в ущелье Чычкан.

В Мойынкумском районе Жамбылской области Казахстана 7 августа столкнулись пассажирский автобус «Сетра» и минивен «Тойота Ипсум». Во второй машине ехали граждане КР. Четверо кыргызстанцев, в том числе водитель, скончались, трое - в реанимации больницы города Приозерска.

Под Хабаровском (Россия) столкнулись два рейсовых автобуса, в одном из них ехали граждане Кыргызстана. В результате аварии погибли 15 пассажиров, в том числе ребенок.

По данным ДПС, количество подобных аварий в последнее время увеличилось. И причина не только в несоблюдении ПДД. Водители пассажирского транспорта зачастую пренебрегают самыми простыми правилами безопасности, выезжая в дальнюю дорогу на неисправной машине, уставшими, а бывает и пьяными.

«Едва ли не каждое ДТП с участием пассажирского автотранспорта приводит к жертвам», - заявила начальник ДПС ГУВД Бишкека Зумрад Джанабаева.

По ее словам, рост числа автомобильных аварий с тяжкими последствиями происходит из-за снижения дисциплины на дорогах в целом и, в частности, водителей пассажирского автотранспорта.

В связи с этим сегодня сотрудники столичной дорожной милиции провели рейд на Западном автовокзале Бишкека. Рано утром отсюда отправляются в рейс междугородние, международные автобусы и бусы. В это время начинают смену и водители столичных маршрутов. Во главе с начальником отдела технического надзора ДПС ГУВД Белеком Алымовым заходим в диспетчерскую. Здесь сидят механики и медики. Первые призваны проверять техническое состояние рейсового транспорта, вторые – состояние водителей.

Как пояснили сотрудники ДПС, водители не имеют права садиться за руль пассажирского транспорта, если чувствуют даже незначительное ухудшение здоровья, особенно, если дорога предстоит дальняя. Перед отправкой врач обязан измерить давление водителя, проверить его на алкотестере и провести общий осмотр. Механик в это время, засучив рукава, ковыряется в двигателе автомобиля, а также загоняет ее на смотровую яму… Это в идеале.

На деле же, как выяснилось, все иначе. К окошку подходит мужчина, чаще это даже не водитель маршрутки или автобуса, протягивает документы и деньги, получает заветные печати и убывает восвояси. А после со стоянки отъезжает набитый пассажирами автобус или бусик. Судьба пассажиров теперь в руках сидящего за рулем водителя. Именно такую ситуацию увидели сотрудники ДПС и журналисты сегодня.

На Западном вокзале функционирует три диспетчерские службы: для внутренних рейсов по республике, для международных по СНГ и столичный. Международный работает только в определенные часы и дни, когда автобус отправляется в дальний рейс. На сегодня запланирован лишь один, да и тот в 19.00 - в Екатеринбург. Значит, раньше 18.00 диспетчерская для международников не откроется.

Сотрудники ДПС решили проверить пока междугородников. К окошку будки подошел молодой человек и протянул путевой лист и деньги. Не осмотрев ни его, ни машину, механик и врач уже собирались поставить печати. Но в дело вмешался начальник техотдела ДПС. «Предъявите документы», - обратился Белек Алымов к молодому человеку по ту сторону окошка. Водитель пошарил в карманах, не обнаружив ничего, кинулся к машине, однако и там «не смог найти» их. Схватился за телефон.

В это время механик занервничал: «Мы каждый день его проверяем. Пусть едет. У него все нормально». На вопрос, почему он не проверил техническое состояние микроавтобуса, а врач не осмотрела водителя, ничего внятного оба ответить не смогли. «Он заплатил за техосмотр – десять сомов, и врачу – пять. Уже не первый раз едет. Зачем его проверять? Если мы каждого будем проверять, тут образуется пробка, а пассажирам придется ждать», - сказал механик.

В книге учета водителем бусика, совершающего за сегодня не первый рейс по маршруту №313 - дача «Луч» - Пригородное – шлагбаум, числится некто Абдырахманов. А за рулем находится совсем другой молодой человек, который, к слову, так и не смог найти водительское удостоверение. Он представился сыном Абдырахманова. За вождение без документов в отношении «сына» (он отказался назвать свое имя сотрудникам ДПС) составлен протокол об административной ответственности, машина поставлена на штрафную стоянку.

Пока оформляют протокол, к окошку подходит другой водитель, протягивает документы свои и «за того парня». «А где ваш коллега, и почему он сам в диспетчерскую не пришел?» - интересуются сотрудники ДПС. «А мы всегда так делаем, он в машине. Зачем вдвоем ходить, если я один могу все оформить?» - честно сообщает мужчина. Опять нарушение, отмечают милиционеры.

Подобных случаев, говорят в ДПС, тут множество. «Целый месяц мы проводили профилактическую работу с водителями пассажирского транспорта. С 31 июня по 31 июля выявили множество нарушений, 300 водителей только столичных маршруток отправили на пересдачу. Из них лишь 11 человек смогли сдать тест на знание ПДД. Выявили 500 бусов с техническими несоответствиями, которые возят пассажиров каждый день, подвергая опасности жизни людей. Мы дали компаниям-перевозчикам месяц, сегодня провели контрольную проверку, как видите, ничего не изменилось», - говорит Белек Алымов.

Он рассказал, что в 2013 году диспетчерские службы на вокзалах и стоянках пассажирского транспорта отдали частникам. Те поставили небольшие вагончики и просто штампуют разрешения на выезд, без проверки машин и водителей.

Нередко водители, самостоятельно переоборудовав бусик, увеличивают количество мест в салоне. «По закону в каждой машине, занимающейся пассажирскими перевозками, должно быть три выхода. Однако зачастую боковые двери в маршрутках заблокированы, люки заварены, окна не открываются. В таких некомфортных и небезопасных условиях пассажиров возят не только по городу, но и на дальние расстояния.

Увидев сотрудников ДПС и журналистов, вторая диспетчерская, проверяющая водителей столичных маршрутов, срочно закрылась на обед. В 9 часов утра. Как тут осуществляется контроль, догадаться несложно. Рядом с будкой также нет смотровой ямы, а условия внутри не позволяют проводить медицинское освидетельствование состояния водителей.

Каждый день только по улицам столицы курсируют около 3 тысяч микроавтобусов, выезжающих на линию по 130 маршрутам. Пассажирскими перевозками в Бишкеке занимаются 43 ОсОО, из них только два – государственные. Технический осмотр машин проводят частные компании, а разрешения на переоборудование дает ГРС. Однако случись ДТП, шишки летят в ДПС.

Бардак на дорогах продолжается. Ответственности по-прежнему никто не несет.

Фото ИА «24.kg»