Контрабанда или неучтенный товар? Как пассажирские автобусы привозят ГСМ в КР

12:00, 15 октября 2024, Бишкек - 24.kg , Нурис АЛЫМБАЕВ

Время от времени правоохранители, налоговики и пограничники рапортуют о том, что в ходе рейда выявили столько-то точек по продаже контрабандного топлива или пресекли его ввоз на границе. Но, несмотря на рейды, штрафы и частые облавы, такие стихийные точки заполонили местный черный рынок. Ведь все эти меры бесполезны, пока государственные органы не перекроют основные каналы поставок контрабандного топлива из Казахстана в Кыргызстан.

Автобусная схема поставок дизеля

Журналисты редакции 24.kg получили информацию о крупной контрабанде ГСМ. Занимаются этим специально переоборудованные автобусы, которые выполняют пассажирские перевозки от Западного автовокзала Бишкека через КПП «Чалдыбар» в Таласскую область и обратно. 

Фото 24.kg. Западный автовокзал Бишкека

На территории соседней страны они закупаются в данном случае дизельным топливом. Потом его можно увидеть на обочинах дорог Бишкека, Чуйской и Таласской областей.

Перевозят топливо автобусы, забитые пассажирами. Как оказалось, их никто не проверяет. В рейс они выезжают с Западного автовокзала столицы исключительно ночью. Набирают пассажиров и уже в 21.30-22.00 отправляются в путь. Все по расписанию — 2,5 часа до кыргызско-казахской границы, поверхностный контроль на КПП, и автобусы сразу заезжают на заправку Dido. Там водители, два-три человека, ловко орудуют несколькими заправочными пистолетами, заливая ГСМ сразу во все баки.

Фото 24.kg. Территория Казахстана. Водители автобусов заправляют дополнительные баки

Собственный бак автобуса вмещает 500- топлива.

Весь процесс заправки дополнительных баков автобуса занимает от 30 до 50 минут. За это время контрабандисты заливают до 4,5 тонны топлива. Пассажиры ждут автобус под открытым небом, невзирая на погоду. Их во время заправки к транспорту не подпускают, избегая лишних вопросов. 

24.kg. Территория Казахстана. Помощник водителя заливает топливо в дополнительный бак
24.kg. Пассажиры автобуса садятся в транспорт после заправки

Заправляются контрабандисты только на этих заправках, потому что им дают хорошую скидку. Если дизельное топливо стоит 275 тенге за литр, это почти 48 сомов, то за большое количество ГСМ цену снижают до 250 тенге — почти 44 сома. На АЗС в Кыргызстане дизель стоит 74 сома, а контрабандное топливо продают по 65 сомов за литр.

К утру автобусы заезжают в Таласскую область, где в разных селах есть множество так называемых ям. Там они сливают дизель, день отсыпаются и к ночи едут на местный автовокзал, чтобы набрать пассажиров до Бишкека.

Доехав через Казахстан до заправки у КПП «Чалдыбар», контрабандисты вновь набирают топливо в дополнительные баки, пока пассажиры проходят пограничный контроль.

На особом счету у пограничников и автоинспекторов

Как нам рассказали, якобы многие в курсе этой схемы, но за молчание берут определенные суммы. Якобы пограничники Казахстана получают за услуги по 10 тысяч сомов, кыргызские — по 5 тысяч. В это входит беспрепятственное и бесконтрольное прохождение поста. То есть ни один человек в форме проверять автобус не будет. Кроме того, пассажирские автобусы с дополнительным опасным грузом пропускают вне очереди и даже по встречной полосе движения.

Известно, что автоинспекторы приграничных зон двух стран тоже в курсе. И якобы у них своя ставка, поскольку в экипаже автобуса из двух-трех человек водительское удостоверение имеет только один человек. Но так задумано.

К утру, приехав в Бишкек и высадив пассажиров, контрабандисты едут на «ямы» сливать топливо. Одна точка расположена на видном месте — вдоль дороги стоит контейнер, забитый бочками и бутылями с топливом. Перекачивают ГСМ с дополнительных баков в емкости при помощи насосов. Рядом же находится киоск, где и продают дизель.

Таких точек слива топлива в Бишкеке много. Если одни расположены на виду, другие, более крупные «ямы», скрыты за высокими заборами. Незаконно переоборудованные автобусы стоят как вдоль дорог, так и во дворе.

По данным источника в правоохранительных органах, владеет этим подпольным бизнесом уроженец Таласской области бизнесмен по имени Бакыт. Он якобы и наладил связи с госорганами, чтобы его точки и автобусы не трогали.

Регистрируют новые автобусы, а в рейс выходят совсем другие

Стоит отметить, что далеко не всем пассажирским автобусам дают разрешения на выход в рейсы. Надо пройти ряд проверок, иметь соответствующие стандартам комфортабельные авто и выиграть тендер.

На сегодня пассажирские перевозки в Таласскую область осуществляют две компании, которые тендерной комиссии показали новые дорогостоящие комфортабельные автобусы. Честно говоря, только благодаря им они и выиграли тендер. Но по факту на линию уходят старенькие переоборудованные авто. Новые автобусы все это время простаивают в гаражах.

Проверки, будь они плановые или внезапные, не дают результатов. Водители переоборудованных автобусов заверяют проверяющих, что основной автобус сломался, находится на ремонте, а чтобы не было задержек с рейсами, вынуждены были взять другой. При необходимости от проверяющих якобы откупаются.

Правоохранители и налоговики говорят, что сейчас это называют не контрабандой, а неучтенным товаром. Кыргызстан и Казахстан входят в ЕАЭС, и между государствами нет таможенной границы. Правда, соседи защищают свой рынок и не поставляют нам произведенные у себя ГСМ. 

Фото 24.kg. Кыргызско-казахская граница. КПП «Чалдыбар».

В итоге на границе проверяют только грузовые авто, а пассажирские автобусы проверкам не подлежат. Да и что могут сделать с ними? Максимум автобусы могут оштрафовать за незаконное переоборудование транспортного средства.

Подобная перевозка топлива — это не только нарушение закона, но и серьезная опасность для десятков граждан — пассажиров автобусов.