09:32, 26 марта 2015, Бишкек - 24.kg , Айзада КУТУЕВА, Дарья ПОДОЛЬСКАЯ
Чиновники новой власти Кыргызстана все-таки не удержались от соблазна перекроить Конституцию, хоть и клялись не трогать ее до 2020 года.
Не президента ради
Всему миру известно, что на референдуме 2010 года вместе с принятием новой редакции Основного закона был введен мораторий на любые попытки перекроить документ. Мораторий действует до 2020 года. Однако не прошло и пяти лет, как в стране поменялась власть, и вот она уже, забыв собственные обещания, принялась убеждать народ в необходимости внесения некоторых поправок в главный документ государства.
Первым попытался совершить покушение на Основной закон депутат Карганбек Самаков. Он разработал законопроект, разрешающий вносить поправки в документ, не дожидаясь окончания моратория. Тогда отец Конституции Омурбек Текебаев выступил с резкой критикой самаковской инициативы, отметив, что действующая и так хороша и не нуждается в доработке. Были и другие граждане из числа активистов и никому не известных «общественных деятелей», поднимавших тему о «кройке» Основного закона. Однако никто их всерьез не воспринимал. Но стоило вмешаться в этот процесс аппарату президента, как дело сдвинулось.
Как рассказал ранее ИА «24.kg» депутат Омурбек Абдырахманов, соответствующий законопроект был спущен лидерам фракций сверху, из аппарата главы государства. По его мнению, предлагаемые изменения в Конституцию будут способствовать укреплению президентской власти.
«Предлагается преобразовать Совет обороны в Совет безопасности. Эта норма приведет к тому, что президент расширит круг своих и так немалых полномочий. Также предлагается избирать председателя Верховного суда и его заместителей большинством голосов депутатов на пять лет по представлению президента. Сейчас их избирает состав Верховного суда сроком на три года. Принятие этой нормы усилит зависимость судей от аппарата президента», - говорит Омурбек Абдырахманов.
Политизированные кыргызстанцы поначалу не поверили в то, что на Конституцию все-таки посягнули, и кто? Сами революционеры. Однако лидер парламентского большинства Феликс Кулов подтвердил ИА «24.kg»: да, будем менять Основной закон.
Но опасения Омурбека Абдырахманова он называет домыслами.
«Депутаты не намерены расширять полномочия президента и парламента, идя на изменение Конституции. Мы намерены в ближайшее время вынести на обсуждение данный законопроект. О нем уже оповестили Алмазбека Атамбаева. Мы не намерены как-то затрагивать полномочия главы государства, Жогорку Кенеша. Есть намерение увеличить полномочия правительства, обеспечить независимость судебной системы. Если нам удастся набрать 80 голосов, то законопроект будет вынесен на референдум», - добавил Феликс Кулов.
В приватном разговоре лидеры других фракций не оспаривают тот факт, что документ все же был инициирован «верхами». И даже Омурбек Текебаев, отказавшийся комментировать эту тему, не опроверг принятого решения изменить Основной закон. «Я дам комментарии позже», - сказал он.
А Омурбек Абдырахманов, первым сообщивший журналистам о затеянной политической игре, отмечает: «Можно предположить, что предлагаемые поправки направлены не на изменение концептуальных вещей в Основном законе, а лишь на те вещи, которые удобны президенту и лидерам фракций. Тот же Омурбек Текебаев, которого называют отцом Конституции, всегда был против каких-то изменений Основного закона до 2020 года. Однако если он согласится на эти изменения, значит, сторговался с властью в обмен на лояльное к нему отношение на предстоящих выборах».
Спор без истины
Тем временем тему принялись обсуждать в экспертных кругах. Аналитики тоже узрели в попытках поменять Конституцию подвох. Марс Сариев считает, что лидеры фракций могут оказать медвежью услугу Алмазбеку Атамбаеву.
«Инициатива о проведении референдума вместе с выборами наводит на смутные подозрения о том, что начались определенные игры. Как бы ни пытались инициаторы обосновать необходимость внесения поправок в Конституцию, подавляющее большинство граждан все равно будут думать, что они выгодны президенту для продления его полномочий. И сейчас, чтобы не будить лихо, лучше было бы не трогать Основной закон. Предлагаемые изменения не так концептуальны, и сейчас их внесение может быть трактовано как попытка протащить за ними более существенные корректировки по усилению функций главы государства. Да, поправки о том, что депутатов партии смогут лишать мандатов, выгодны лидерам фракций. Но тот же Омурбек Текебаев, отец Конституции, вероятно, выступит против каких-то изменений. Хотя в нашей политике вопрос торга стоит на первом месте», - добавил Марс Сариев.
Эксперт отметил, что проводить референдум в один день с выборами неправильно. «При таком раскладе понятно, что ситуация будет моделироваться. Это отвлечение внимания от выборов», - добавил Марс Сариев.
С ним согласен и Табылды Акеров. Он тоже опасается, что депутаты хотят увеличить полномочия президента КР, чтобы он мог снова баллотироваться. «Это прежняя практика, и мы все знаем: когда главы КР хотели снова идти на выборы, меняли Основной закон. И сегодня начали снова всплывать подобные инициативы», - добавил он и призвал лидеров фракций не нарушать мораторий на изменения в Конституции, объявленный до 2020 года.
Все дороги ведут в ЖК
В подготовленном проекте документа есть немало плюсов и для самих лидеров фракций. Например, предлагается прописать, что партия или ее политсовет при исключении депутата из фракции могут лишать его мандата. Учитывая практику пятого созыва, когда многие депутаты сбегали из фракций, но не лишились мест в парламенте, очень актуальная норма.
Не менее интересна статья о том, что депутат, избранный премьер-министром, приостанавливает свои полномочия до снятия его с поста. Возникает вопрос: почему такая норма вводится только для главы кабмина, а не для всех членов правительства? Нет логики. Но есть политическая спекуляция.
Очевидно, что инициируемые поправки готовятся не для оппонентов власти, а для себя, любимых. Не исключено, что Алмазбеку Атамбаеву, не раз заявлявшему, что он не намерен баллотироваться на второй президентский срок, его команда подготовила «запасной аэродром». Глава государства выполнит обещание – в президенты больше не пойдет. Но согласится возглавить правительство?
Если такие предположения имеют под собой почву, то становится понятным, для чего пятый созыв взялся укрепить институт исполнительной власти. Известно, что сейчас премьер-министр и его команда не более чем так называемый технический состав, без каких-либо полновесных полномочий быть самостоятельными, в том числе в принятии важных решений.
Сложно представить, что после окончания президентского срока Алмазбек Атамбаев уйдет на покой. Взять хотя бы такой важный аспект: а кто будет завершать начатое? Отдать на откуп случайному назначенцу? Вряд ли себе такое позволит глава государства.
«Ата Мекен» в раздумьях?
По данной инициативе пока единодушного согласия в депутатских рядах нет. Социалистка Наталья Никитенко считает, что не надо менять действующую Конституцию. «Она была завоевана дорогой ценой, и не надо ее менять до 2020 года. В Основном законе четко прописаны все нормы. Это документ, который определяет линию жизни общества. Все остальное может быть отрегулировано законодательством. Заложенные в Конституции принципы парламентаризма актуальны и сейчас. Да, проявились какие-то минусы, но это проблемы не Конституции, а растущей демократии. Каждый раз, меняя Основной закон и думая, что от этого изменится наша жизнь, мы сильно ошибаемся. Уверена, что у инициаторов нет умысла продлить полномочия президента, но надо исполнять законы, уважая их. Надо поработать под действующей Конституцией до 2020 года», - заявила она ИА «24.kg».
Однако ее коллега из фракции СДПК Галина Скрипкина, напротив, считает, что есть необходимость в изменении Основного закона - в части судебной системы.
«В Конституции не указан президиум Верховного суда. Проводя реформу, мы убираем кассационную инстанцию из областных, городских судов, и теперь по кассационному или надзорному обжалованию решение будет приниматься Верховным судом. Но последний, принимая окончательные решения, будет принимать их в лице трех человек. Но мы видим по жалобам граждан, что не всегда решения принимаются обоснованно. Единственная инстанция, которая помогла бы помочь в этом случае (и она успешно работает в других странах), это президиум ВС. Но в Конституции указаны только судебные коллегии. Это барьер для проведения судебной реформы, который надо устранять. Также предлагается исключить из Конституции и суды присяжных. Это правильно. Не надо говорить, что это покушение на отправление правосудия и права граждан. Если внедрим суды присяжных в республике, то есть риск кланового отбора присяжных на местах, что чревато негативными последствиями при принятии решений. Большая практика Казахстана и России показывает, что суды присяжных заседателей не оправдали себя. Это очень затратный институт для бюджета. Любое решение суда может обжаловаться, несмотря на решения судов присяжных», - считает Галина Скрипкина.
К слову, она считает оправданным шагом проведение референдума по изменению Конституции в один день с парламентскими выборами. «Мы не такое богатое государство, чтобы отдельно проводить плебисцит. Это экономически верно», - добавила Галина Скрипкина.
Страшный сон Платона
Переписать Конституцию желают не только в аппарате президента и не только в Жогорку Кенеше.
На днях некий Совет мудрецов подготовил свой проект новой Конституции. Его председатель некто Бердибек Жумабаев отметил, что следует объединить аппараты президента и правительства и во главе последнего поставить главу государства.
«Штат сокращается, и будет эффективное управление. Время меняется, поэтому есть и новые предложения, в которых предусмотрены традиционные и национальные ценности. Это Конституция нового типа», - пояснил он.
Приказано казнить?
Заговорили в КР и о введении в Конституцию статьи о смертной казни для педофилов. Толчком к подобным инициативам послужили ежедневные хроники фактов насилия и других жестоких преступлений против детей и несовершеннолетних. За смертную казнь выступает и депутат Галина Скрипкина.
«Нам говорят, что мы ограничиваемся 25 годами тюрьмы, что не оправданно. Надо вернуть смертную казнь, тогда насильники будут бояться. Нас, конечно, могут критиковать международные организации, так как Кыргызстан присоединился к конвенциям о запрете смертной казни. А с другой стороны, ситуация с насилием детей в КР ухудшается. Педофилия - это страшно, это кощунство. Я бы поддержала снятие моратория на Конституцию, но только для педофилов», - добавила Галина Скрипкина.
Однако глава парламентского комитета по правам человека, конституционному законодательству и госустройству Наталья Никитенко советует не горячиться. «Меня глубоко возмущают факты педофилии, когда насильники выходят на свободу, иногда даже за примирением сторон. Это недопустимо. Но поможет ли смертная казнь? В некоторых странах предусмотрена высшая мера наказания за коррупцию, но коррупция там не снижается. Пока мы не приведем в порядок систему правосудия, нельзя отменять мораторий на смертную казнь. Лучше применять пожизненное заключение без права на амнистию. Тем более всем известно об особом отношении к педофилам в местах лишения свободы, это же психологически страшное наказание», - считает она.
Вместо комментария
Так или иначе, стало понятным одно: Конституцию все же решено изменить. Какими мы увидим окончательные варианты ее корректировки - будут решать наши замечательные парламентарии.
Учитывая, что кыргызстанцы в своем большинстве нынче все больше «диванные комментаторы», то исход запланированного референдума, призванного узаконить перекроенную Конституцию, фактически предрешен…