13:13, 04 февраля 2015, Бишкек - 24.kg , Дарья ПОДОЛЬСКАЯ, Махинур НИЯЗОВА
Весна в Кыргызстане - это традиционная активизация самых широких масс, сопряженная с политическими обострениями. А весна-2015 характерна тем, что она еще и предвыборная. Практически все партийные формирования начали разминку перед выходом на старт – пытаются объединяться, поменять формат и даже политическую ориентацию.
Весной правительство Джоомарта Оторбаева отсчитает свой первый год работы. Согласно регламенту, премьер-министр отправится на поклон к депутатскому корпусу, чтобы держать ответ. Очевидно, что разговоры о возможной отставке креатуры главного социалиста страны будут будоражить общественность с новой силой. Заодно примутся гадать, кто сформирует новую коалицию большинства, если главой правительства пожертвуют в очередной битве местных титанов.
Взять след
А версий уже предостаточно. Высказываются разные. Но аналитики сходятся в одном: и эта весна предстоит жаркая. Российский политолог Аждар Куртов отмечает: современный Кыргызстан уже не раз демонстрировал, что в его внутренней политике возможны неожиданные кульбиты, особенно если в лоно оппозиции вернется «злой гений» двух изгнанных до срока президентов - Омурбек Текебаев. «В этом смысле президентство Атамбаева, с одной стороны, можно оценивать как определенное успокоение и сглаживание резких скачков во внутренней политике. Однако, с другой стороны, фундаментальные причины, вызывающие возникновение кризисных пертурбаций, не удалось ликвидировать. Экономическое положение республики оставляет желать лучшего, и возможности спекуляций отдельных политических сил на этой теме сохраняются. Как сохраняются в среде политиков люди, которые так и не смогли подняться на уровень осознания своей ответственности за национальное развитие. Поэтому переход Текебаева в оппозицию сегодня выглядит весьма вероятным. Вполне возможно, он сочтет для себя возможным воспользоваться удачным, по его мнению, моментом для повышения своих акций как политика. Отставка же правительства и проведение досрочных выборов в парламент весной мне видится маловероятным. Одно дело - личные амбиции человека или даже целой политической группировки, и совершенно другое - риск, который всегда сопровождает парламентский кризис в форме отставки кабинета министров и, тем более, внеочередных выборов. На это не все политики смогут решиться, ведь для такого решения минусы для них и их нынешнего положения должны намного перевесить призрачные плюсы - выгоды, которые они могут получить, поддержав «кризисный сценарий» с отставками правительства и досрочными выборами. Пока, как мне представляется, такого очевидного перевеса негатива в Кыргызстане нет. А это означает, что есть надежда на то, что возобладают не амбиции, а здравый смысл», - отмечает Аждар Куртов.
Эксперты не зря кивают на Омурбека Текебаева как потенциального возмутителя спокойствия. Тучи над главным социалистом страны и его партией сгущаются периодически. В 2012-м, например, все помнят, реноме «Ата Мекена» настолько упало, как не могло и присниться в самом страшном сне Омурбека Текебаева. Дело о мародерах, правда, вскоре «похоронили». Но где гарантия, что затихший скандал не всплывет перед выборами? Тем более, сменился глава Генеральной прокуратуры. Общеизвестно: Аида Салянова не скрывала своей лояльности к «Ата Мекену». А что намерена предпринять креатура седьмого этажа Индира Джолдубаева? Мародерский скандал «Ата Мекена» - это лакмусовая бумажка. Если ГП в предвыборный период возобновит расследование нелицеприятных для социалистов некоторых моментов новейшей истории образца-2010, то очевидно: это будет очередной виток политической борьбы между заклятыми друзьями. У Алмазбека Атамбаева появится шанс устранить с политической арены не совсем послушного социалиста. Впрочем, Омурбеку Текебаеву в беловоротничковой обойме тесно и душно. Оппозиционные волны - его стихия.
Зачистка
Тем временем команде президента удалось «без шума и пыли» избавиться от другого текебаевского кадра – министра юстиции Алмамбета Шыкмаматова. Эксперты не исключают развития событий, при котором Омурбек Текебаев, как интриган с двадцатилетнем стажем и опытный манипулятор, пойдет ва-банк и добровольно покинет со своей фракцией коалицию большинства еще до марта. То есть в очередной раз выступит ее могильщиком.
Главный атамекеновец сейчас явно перегруппировывает внутрипартийные силы и просчитывает программу собственных действий на ближайшее будущее. А в ближайшем будущем, повторимся, отчет премьера в Жогорку Кенеше и выборы. Какие манипуляции заготовил нам Омурбек Текебаев? Очень интересно будет понаблюдать. Мы считаем, что пока для «Ата Мекена» ситуация, как ни крути, складывается не так уж трагично. Оппозиционный дух с неистребимым желанием вести «подрывную деятельность» против - в данном случае, президента - свойственен этой партии. Тем более, воевать удобнее на улице, нежели в кабинете на 7-м этаже. При любом раскладе «отца Конституции» ждет двойная доза адреналина и, как следствие, непреодолимое стремление взобраться на воображаемые баррикады…
Интриги - наше все. К тому же кыргызским политикам логика чужда в принципе.
Слоны и моськи
Страсти нагнетают и экс-соратники членов временного правительства. В это и без того неблагополучное для «небожителей» время они периодически выступают в СМИ с разоблачительными интервью и критикой в адрес бывших союзников. Без малого через пять лет у иных открылись глаза на происходящее в стране. По их словам, действия лидеров, пришедших к власти на «революционной» волне, не так легитимны, как об этом заявлялось ранее. Да и от декларируемого ими курса развития страны они, дескать, немного отошли. Градусов так на 180. С чем связаны такие громкие выступления экс-сподвижников? Не с тем ли, что весной грядут очередные кадровые перестановки, причем в первых эшелонах власти? А эти люди, называвшие себя совестью нации, сейчас пытаются урвать себе местечко - да потеплее, да к телу поближе. И это желание вполне объяснимо.
С кем вы, товарищ Оторбаев?
Кресло под премьер-министром Джоомартом Оторбаевым зашаталось сразу, лишь только он в него уселся. Еще не высохли чернила на президентском указе о его назначении, как член фракции «Ата-Журт» Жылдызкан Джолдошова потребовала его отставки.
За этот год все кому не лень прогнозировали уход Джоомарта Оторбаева с поста главы кабинета министров. Конечно, он уйдет. Рано или поздно. И скорее всего - весной. А может, осенью.
А пока он и его команда привычно выслушивают претензии по самому широкому кругу вопросов. Раздражение, которое вызывает Джоомарт Оторбаев у большинства, вполне объяснимо. Для многих он не так энергичен, как XXI век со своей динамичной скоростью 4D. Многим он непонятен со своими инициативами заставить министров составлять планы и отчитываться. И галстуков у него слишком много.
Многострадальный «Кумтор», который колбасит уже несколько постреволюционных лет благодаря исключительно депутатам пятого созыва и лично Омурбеку Текебаеву, стал тем самым козырем, которым бьют по интеллигентному лицу премьер-министра.
В Жогорку Кенеше натурально гневаются: затягивание переговоров по «Кумтору» - это вина… Джоомарта Отрбаева и его команды. Не понравилось парламентариям и назначение на пост министра энергетики и промышленности человека с криминальным прошлым – Кубанычбека Турдубаева. В частности, категорически против выступил все тот же Омурбек Текебаев.
Знаете, что еще смешно? Президент рассказывает стране о небывалых экономических взлетах и достижениях. А депутатский корпус пеняет правительству: у вас провальная экономическая программа. Но в отчетах правительства сплошной позитив - и ВВП растет, и инфляция падает, и дефицит бюджета сокращается. Жогорку Кенеш не согласен с главой государства? Это саботаж?
Наши экономические достижения, конечно же, хороши на бумаге. Реалии демонстрируют иную картину. Цены на продукты питания пугают даже средний класс, не говоря о пенсионерах и бюджетниках. Кабмин не может изыскать средства на реализацию стратегии социального развития, лихорадочно латая дыры то там, то тут. Повышение тарифов на электроэнергию и тепло вызвало в регионах недовольство и привело к латентным акциям протеста.
Свою недееспособность правительство продемонстрировало и в форс-мажорных ситуациях. Как оказалось, команда Оторбаева абсолютно не готова оперативно реагировать на социальные вызовы. Пример тому - шокировавшие общественность случаи семейного насилия. Вместо конкретных мер по искоренению этого явления чиновники предлагают устроить на центральной площади «галерею» педофилов. Их фото глава правительства хочет развесить для всеобщего обозрения. Эдакий антипиар негодяев.
В общем, само правительство подкидывает депутатам тысячу и один способ отставки премьера. Понятно, что все промахи припомнят Оторбаеву при его отчете. Усугубят ситуацию и заключительный этап присоединения Кыргызстана к Таможенному союзу, которое ожидается в мае, и, как следствие, рост цен на продукты питания и ГСМ. Желающих подхватить антиинтеграционное знамя в КР предостаточно.
И это все о них
Но не только Текебаевым содрогается Кыргызстан. Есть еще пара одиозных фигур, чье присутствие на местной политической арене лишает белодомовских небожителей аппетита и сна. Речь идет о бывших спикере парламента Ахматбеке Келдибекове и мэре Оша Мелисбеке Мырзакматове. Над обоими дамокловым мечом повисли обвинения в коррупции и превышении должностных полномочий. Оба по старой кыргызской традиции «смелых» эркеков быстренько покинули родину. Мырзакматов объявлен в розыск и шлет стране видеоприветы. Келдибеков продолжает лечиться и не признает общение с родиной посредством современных форм связи. Отмалчивается.
«Келдибеков непременно вернется в Кыргызстан, так как не захочет терять электорат и авторитет, имеющиеся на юге. Почему он до сих пор этого не сделал, спросите вы? Так я вам отвечу: торгуется. Он же не собирается возвращаться, чтобы сесть в тюрьму. Ореол «узника совести» он и так приобрел. А с ним и поддержку земляков, которые чуть ли не канонизировали его. Бывшему спикеру ЖК нужны гарантии, что с него снимут все обвинения и он сможет баллотироваться в парламент. Вопрос: от какой партии? Думаю, это мы узнаем совсем скоро. Есть партии, которые пожелают видеть Келдибекова в своих рядах. К тому же у него есть не только финансы, но и компромат на бывших членов временного правительства. А это солидный капитал», - считает политолог Марат Казакпаев.
Будучи мэром Оша, Мырзакматов утверждал, что будет в 2015 году со своей партией «Улуттар биримдиги» баллотироваться в ЖК. Однако уголовное дело слегка подкорректировало амбициозные планы бывшего градоначальника. И пока он заявляет, что готов вернуться, если ему изменят меру пресечения. Опять торги? Торги. И Мырзакматову, скорее всего, есть что предложить в обмен на свободу. Впрочем, ошского барона и его партию практически не знают в Бишкеке, к тому же на севере страны у него репутация националиста и «регионального политика». «С таким реноме сложно будет преодолеть квоту в северных областях и столице. Да и не пустят Мырзакматова в парламент. Власти не нужно усиление южного фланга. Если так называемые южные партии и пройдут в Жогорку Кенеш, то им постараются дать поменьше мандатов, чтобы сократить влияние и подмять под себя их «тузов». Непропуск того же Мырзакматова в ЖК означает эскалацию на юге, а посадить его на нары – взрастить еще одного «политического мученика». Так что, «верхи» находятся на перепутье», - отметил Марат Казакпаев.
Он не исключает, что Келдибеков и Мырзакматов могут пойти на выборы-2015 тандемом. «Но не исключено, что эти политики попытаются сыграть на опережение и «покажут зубы» уже весной. Это зависит от того, с кем из внешних игроков им удалось договориться. Ведь известно, что решения по Бишкеку уже давно принимаются не в Бишкеке. И если удастся заручиться поддержкой сильных мира сего, весной ждите вспышки. Или осенью», - заключил Марат Казакпаев.
Медведь vs статуя Свободы
Эксперт Дмитрий Орлов уверен, что «свинью» действующим властям подложат оппозиционеры-прозападники – Равшан Жээнбеков и Омурбек Абдырахманов. «Сколько они смогут собрать народа на курултай и чем все закончится, мы видели на примере прошлых подобных «манифестаций». Но все же думается, что поездки и заявления Абдырахманова/Жээнбекова - это не более чем прикрытие для совершенно других персон и их возможных действий. Что показывает простой анализ обстановки в стране и вокруг нее? Имеются две группы, условно называемые «либералами» и «националистами». Первые - идеологи. Вторые – «торпеды» на подхвате у первых. Обратим внимание: обе эти группы гнут одну и ту же линию: власть продает суверенитет Кыргызстана России. В чем потенциал «торпед» из числа «националистов»? Во-первых, они недовольны властью. Во-вторых, они активны. В-третьих, они готовы сделать что угодно, чтобы «помочь» Кыргызстану. Все перечисленное в перспективе делает «торпед» идеальными бойцами для массовых беспорядков в качестве ударной силы.
Для «либералов» как идеологов главное - обеспечить «торпед» нужной информацией, что уже происходит везде, включая социальные сети. Правда, «торпеды» вряд ли догадываются о том, что их элементарно используют», - говорит Дмитрий Орлов.
Кройка и шитье
Не сидят сложа руки и обитатели седьмого этажа. Несмотря на неоднократные заверения самого Алмазбека Атамбаева не идти на второй президентский срок, в его окружении уже считают иначе. Ближний круг президента приступил к разработке стратегического плана того, как продлить политическую жизнь своему шефу. Не исключено, что они в очередной раз пустят под нож Конституцию. Все чаще и чаще эту тему начинают обсуждать устами доверенных лиц. К последним причислили послушного и готового сказать что угодно, лишь бы не выгнали, Феликса Кулова. И даже сам руководитель аппарата главы государства Данияр Нарымбаев предлагает снять действующий до 2020 года мораторий на внесение поправок в Основной закон.
«Отец главного закона страны» Омурбек Текебаев пока демонстрирует свое категорическое «против» перекройке Конституции. Но мы в КР знаем лидера «Ата Мекена» очень хорошо. Если ему будет выгодна измененная Конституция, он найдет с десяток вполне убедительных аргументов, почему он согласен пустить «дитя» под нож. В кулуарах же поговаривают, что придворные эксперты уже разработали (а вернее, списали у предшественников) новую концепцию государственного управления. Этот вариант разительно отличается от существующей ныне структуры. Планируется создать ряд институтов власти, которые возглавит один человек. Поживем – увидим.