09:14, 16 июня 2015, Бишкек - 24.kg , Дарья ПОДОЛЬСКАЯ, Махинур НИЯЗОВА
Дата референдума по внесению изменений в Конституцию еще не определена, однако движение против инициируемого верхами плебисцита уже создано. Его представители выступают категорически против перекройки Основного закона в угоду троице лидеров коалиции и призывают Чыныбая Турсунбекова, Омурбека Текебаева и Феликса Кулова не вовлекать простой люд в свои политические интриги.
Не умеют держать слово
Помнится, после триумфа детища главного социалиста страны на референдуме 27 июня 2010 года заговорили о подмене проекта. Мол, тогда на Конституционном совещании принимали один вариант, а кыргызстанцам подсунули другой.
По мнению юриста и члена конституционного совещания-2010 Атыр Абдрахматовой, лидеры фракций коалиции действуют по принципу «плохому танцору кое-что мешает». И это «кое-что» надо резать?
Атыр Абдрахматова вспоминает, как в 2010-м все же удалось «исправить» документ, оставить Конституционную палату, к примеру, и ввести мораторий на изменение в главный документ страны. «Тогда нас подгоняли, мол, на юге проливается кровь, и надо принимать Конституцию. Мы пытались максимально добиться, чтобы не было вождизма, а лидеры фракций не смогли усилить свою власть и узурпировать ее. К тому же, для такого закона, как Конституция, 10 лет - оптимальный срок для оценки его эффективности. Тогда же и был заключен общественный договор - для сохранения стабильности в стране до 2020 года никто Конституцию не меняет. И на референдуме 27 июня 2010-го мы голосовали за вариант, который был призван вернуть страну в правовое поле. Но лидеры фракций коалиционного большинства вновь пытаются перекроить Конституцию, и не известно до конца, какие изменения они внесут в итоге», - сказала Атыр Абдрахматова.
Если очень хочется...
Член движения «Против референдума» Шаирбек Маматокторов отмечает, что предлагаемые лидерами СДПК, «Ата Мекена» и «Ар-Намыса» изменения откроют «ящик Пандоры». «Вслед за этой инициативой последуют другие, и мы вернемся к тем временам, когда чуть ли не каждый год вносили изменения в Основной закон», - считает он.
Эксперты же утверждают, что инициаторы изменений в Конституцию вводят общественность в заблуждение. Так как все предлагаемые поправки направлены только на укрепление и расширение полномочий лидеров депутатских фракций. Хотя Феликс Кулов и называет эти суждения домыслами, мол, наоборот, редактируя содержание текста Конституции, авторы преследовали совсем иные цели – укрепить вертикаль исполнительной ветви власти и стабилизировать в будущем работу парламента. Например, гарантировать депутатам, ушедшим на пост премьер-министра, после отставки вновь вернуться в ЖК.
«Ну что это за инициатива - приостановить полномочия нардепа на момент его премьерства, а потом опять вернуть мандат? Это же нонсенс, абсурд. Сами же знаете, наших премьеров после отставки нужно на нары, а не в парламент. Раз уж они захотели изменений, почему тогда не учтены чаяния народа? Например, все хотят уменьшения числа депутатов. Почему это не предлагают? В нормальном обществе нужно децентрализовать власть, а не концентрировать. Налицо узурпация, а это - преступление. Принципы, заложенные в восьмой редакции Конституции, принятой в 2010 году, обеспечивали полную свободу народному избраннику, и неимперативность мандата «спасала» депутатов от диктатуры лидеров партий и фракций. А теперь мы получим еще более зависимых и, следовательно, бесполезных депутатов-марионеток. Все эти предлагаемые изменения можно было решить на уровне простых законов и кодексов. Просто эти три вождя уже не имеют никакого авторитета среди своих же однопартийцев и хотят таким образом установить свою власть над депутатской фракцией», - отметил Шаирбек Маматокторов.
Когда превышают свои полномочия
Еще один немаловажный момент. В движении «Против референдума» подчеркивают: отменять мораторий на перекройку Конституции депутаты не имеют права. Согласно конституционным законам, изменения могут вноситься по предложению большинства от общего числа депутатов, или это должна быть народная инициатива. Но самое главное - статья, предусматривающая снятие моратория, вступает в силу только с 1 сентября 2015 года. Отменить же действие этого закона можно только 2/3 голосов и в трех чтениях, с двухмесячным перерывом в чтениях. То есть инициаторы не успевают по срокам упразднить мораторий. Поскольку им для этого потребуется четыре месяца, а у пятого созыва в запасе всего две недели до летних каникул и пара месяцев до истечения срока полномочий.
Аналитик Замирбек Биймурзаев подчеркивает, что в этом случае закон обратной силы не имеет, и отменить его действие могут только члены шестого созыва. Более того, нельзя проводить референдум параллельно с парламентскими выборами, как это планирует коалиционная тройка.
Впереди телеги
Впрочем, тройка в своих действиях нарушения закона не видит. Как рассказал ИА «24.kg» Феликс Кулов, мораторий наложен на разделы, касающиеся прав человека, поэтому они изменениям до 2020 года не подлежат, а вот поправки в разделы Основного закона, где речь идет о полномочиях президента, парламента, премьер-министра, судебной власти, можно вносить только на референдуме. «Поэтому мы и говорим о плебисците. Если бы могли сами изменить что-либо и укладывались в сроки, зачем нам нужно было бы всенародное голосование», - недоумевает он.
Однако глава правовой клиники «Адилет» Чолпон Джакупова напоминает, что Основной закон является гарантом стабильности, и вносить в него изменения можно только в особом порядке. «На днях представители НПО, международных организаций и гражданские активисты встретились с Омурбеком Текебаевым, который признал, что они поторопились вынести на общественные обсуждения проект изменений в Конституцию. По его словам, он давно не заглядывал в закон. Позже он перезвонил и сказал, что регламентом Жогорку Кенеша не нарушается процедура. Однако, изучив регламент, мы убедились, что он не дает право депутатам, даже если они обладают особым статусом, вносить изменения. Если даже регламент и давал бы такое право, статус Конституции выше. Конституция сильно защищена. Эту защиту они придумали сами в 2010 году и теперь произвольно вносить изменения не могут», - пояснила Чолпон Джакупова.
Она добавила, что предлагаемые изменения приведут к нарушению баланса власти и превратят народное право – избирать себе тех деятелей, которых они хотят видеть в Жогорку Кенеше – в профанацию. Эта процедура теперь станет хронической. Лидеры фракций смогут шантажировать депутатов и выкидывать из парламента тех, кто проголосует не так. Получается, через законодательство в КР внедряется коррупционная схема», - подчеркнула Чолпон Джакупова.
Но три коалиционных лидера не намерены сдавать позиции и утверждают, что проведут свои изменения через референдум, причем состоится он в один день с парламентскими выборами.
Как рассказали ИА «24.kg» в штабах, свои партийные списки СДПК, «Ата Мекен» и «Ар-Намыс» формируют по принципу лояльности к обсуждаемым сегодня изменениям в Основной закон.
Грабли?
Итак, законопроекты, предусматривающие внесение поправок, уже вынесены на общественное обсуждение. Одновременно и появилось движение в защиту действующей Конституции.
А эксперты не перестают напоминать, что сила Конституции в ее неизменности, лоббисты же изменений в Основной закон внушают обществу лживую мысль, что проблемы в стране – возрастающая коррупция, провал судебной реформы, дезорганизация госорганов и якобы возрастающее недовольство народа – появились по причине неправильного текста Конституции. «Хочу предупредить граждан, чтобы они в очередной раз не попались на этот обман. Инициаторы придираются к словам и запятым. Но проблема не в законе. Ни одного совершенного закона нет. Сила Конституции - в ее неизменности. Внимание общества уводится от настоящих причин нынешнего положения в стране. Политические силы, представленные в парламенте, не созрели до уровня представителей народа. Они освоили механизмы и выгоды лоббистской деятельности, продвигают законопроекты, выгодные финансово-состоятельным группам населения. На этом они набили руку», - отметил юрист Нурбек Токтакунов и добавил, что одна из главных причин возрастающей коррупции – это аппарат президента страны. Ведь ни для кого не секрет, что идея подкорректировать Основной закон в обход моратория принадлежит ареопагу седьмого этажа. А чем заканчиваются такие игры, мы с вами хороши знаем.
По частоте перекройки Конституции Кыргызстан стоит в одной шеренге с Гаити и Зимбабве. Сомнительный рейтинг, не правда ли?