Хиджабы в Кыргызстане и религиозный экстремизм глазами профессора Рохе

10:14, 20 мая 2015, Бишкек - 24.kg , Айзада КУТУЕВА

Матиас Рохе - международный эксперт по религии, профессор. Руководитель центра по исламу и праву в Европе. Читает лекции по религиозному образованию в области ислама. Несколько лет успел поработать судьей в высшем земельном суде города Нюрнберга. Его пригласили посетить Кыргызстан в рамках общественного обсуждения ситуации, сложившейся в религиозном секторе. Сегодня Матиас Рохе отвечает на вопросы ИА «24.kg».

- За годы суверенитета Кыргызстан, провозгласив себя как светское государство, по сути, пустил на самотек религиозную сферу. В итоге мы столкнулись с рядом угроз и вызовов. А вам как видится ситуация в КР?

- Приняв участие в обсуждении ситуации в религиозной сфере, я понял, что у вас достаточно либеральное законодательство. При этом есть проблемы религиозного экстремизма, которые надо преодолевать. Многие граждане уезжают в страны Персидского залива для участия в боевых действиях, что затрагивает вопросы безопасности.

- Вы назвали наше законодательство либеральным. Надо ли его ужесточать?  

- Ни в коем случае нельзя его ужесточать. Религиозные общины должны сотрудничать с госструктурами, действовать сообща. Например, это можно делать через систему образования, но никак не силовыми методами.

- Как исламские вызовы влияют на ситуацию в Европе? Вспомнить хотя бы последние события во Франции, связанные с журналом «Шарли Эбдо»…

- В последние годы в Германии и Европе в целом возникли опасения, которые, прежде всего, объясняются преступлениями и терактами экстремистов мусульманского происхождения. Вызывает сожаление, что незначительное число таких людей тем самым дискредитируют ислам и осложняют жизнь миллионам мирных мусульман в Европе, которые отвергают подобное злоупотребление их религией. Мы должны различать краткосрочные и долгосрочные меры реагирования на возникающие угрозы. В первом случае необходимо принимать меры безопасности. Если мы знаем, что наши граждане собираются в Сирию, то надо забирать у них паспорта вкупе с другими мерами. В долгосрочном же плане – сделать все, чтобы люди вообще не участвовали в боевых действиях. Мы должны позаботиться о нравственном попечении души. Определенная степень религиозного образования может быть важной и для людей, которые живут в пограничной ситуации. Это касается, например, военных, но прежде всего, заключенных в тюрьмах. Нередко молодежь радикализируется под влиянием взрослых. В таких случаях нужны духовные наставники.

- Сколько мусульман проживает в Германии?

- 4 миллиона, что составляет около 5 процентов населения страны. Открыты 2,6 тысячи мечетей, и их количество растет. Мусульмане строят их в основном на собственные средства, и поэтому их никто не ограничивает.

- Это никак не озадачивает власти страны? В КР иногда высказывают недовольство слишком большим количеством мечетей.

- Такая тенденция не вызывает опасений, ведь мечети - это духовные учреждения, и им даже даются привилегии. Их появление может тревожить лишь тогда, когда в них распространяются радикальные идеи. Я понимаю озабоченность в КР большим количеством мечетей, которые, как правило, финансируются по всему миру за счет Саудовской Аравии, страной, где религия не совсем толерантная. Я считаю, что Кыргызстану надо сочетать ислам с национальными традициями.

- В КР возникает много споров из-за хиджабов – их надевают девочки, отправляясь в школу. Или мужчины сменили светскую одежду на нетрадиционную для кыргызов…

- В некоторых странах Европы такая одежда запрещена. В Германии терпимо относятся к тем же головным платкам. Это часть свободы человека. Но я против, когда, как в Тунисе, например, всех женщин хотят заставить носить платки. В целом же я считаю, что если нет никаких угроз от такой одежды, то надо оставить все как есть.

- Как бедность влияет на радикализацию ислама? Анализ показывает, что все больше обеспеченных, образованных женщин стали разделять радикальные идеи.

- Не всегда бедность облегчает радикализацию ислама, но есть ее некоторые факторы, которые способствуют этому. По опыту Германии: 80 процентов граждан из неблагополучной среды как раз радикализируется. Или молодежь, у которой нет перспектив. Те же салафиты находят к ним подход, убеждают их, что помогут найти им смысл жизни. Но есть и далеко не бедные люди, которые придерживаются крайних взглядов, считая, что по всему миру мусульман ущемляют.

- Получается, традиционное духовенство им проигрывает?

- Дело в том, что они очень хорошо знают, как надо разговаривать с молодыми людьми, общаться со СМИ. Допустим, в Сирии есть специальные сайты. Они в открытом доступе. Правда, не советую туда заходить, так как спецслужбы все это отслеживают. Я захожу туда, но они знают, что делаю это по работе.

- А вы сотрудничаете со спецслужбами?

- Да, я сотрудничаю с ними. Например, после событий 11 сентября я получил звонок из Баварии от шефа полиции. Он и его сотрудники хотели сотрудничать с религиозными экспертами.  

- Сколько граждан Германии участвуют в боевых действиях в Сирии? У нас эта цифра превышает 350 человек.

- Из Германии выехало 700 граждан, но это число возрастает. 200 человек уже вернулись, около 90 погибли.

- Правоохранительные органы КР намерены добиться права блокировать сайты экстремистского толка без решения суда. Поможет ли эта мера в борьбе с экстремизмом и терроризмом?

- Это борьба с ветряными мельницами. Закроешь сегодня один сайт, завтра откроют другой. У тех же американцев свое представление о свободе слова. Например, в Неваде сидят неонацистские организации, которые ведут свои сайты. Мы много раз говорили Штатам об этом, но они никак не реагируют. Так что я считаю, что эта мера ваших правоохранительных органов не поможет. Намного важнее профилактика.

- Как можно предотвратить вербовку граждан?

- Самим делать хорошие сайты, тому же муфтияту, правительству, вести через них разъяснительную работу: что представляют собой каноны традиционного ислама, понятие джихада, многое другое.

Важный вопрос - религиозное образование и его качество. У священнослужителей может и не быть обширных знаний, но они как минимум должны призывать к миру. Необходимы богословы с хорошим образованием, чтобы писать книги, обучать студентов канонам традиционных конфессий.

- Надо признать, что в КР весьма низкий образовательный потенциал у религиозных деятелей.  

- Необразованные священнослужители - это большая проблема. Нужно добиться того, чтобы для них было доступно профильное образование. При этом светское государство не может вмешиваться в вопросы религии. Но оно может устанавливать рамки религиозного образования, через которые нельзя переходить.

- Сейчас молодежь стала активно посещать мечети. Многие уезжают на обучение за границу. Как вы считаете, насколько радикальными становятся их взгляды после возвращения на родину?

- Тут я лишь советовал бы больше сотрудничать с такими странами, как Турция, Босния и Герцеговина, Азербайджан, где развит умеренный ислам.

- В 2010 году, когда принималась Конституция, до последнего шли споры, надо ли прописывать светский характер государства. Тогда отстояли эту норму. Сейчас есть опасение, что с новыми поправками эта норма может стать неконституционной…

- В Конституции Германии не написано, что она светское государство, но из ее содержания следует, что оно светское. Мы провозгласили себя демократическим правовым государством, так что это уже подразумевает нашу светскость.

- В КР предусмотрено уголовное наказание для тех, кто проповедует нормы «Хизб ут-Тахрира». У вас оно такое же жесткое?

- Да. 14 лет назад деятельность этой организации была запрещена в Германии.

- Имеет ли ИГИЛ отношение к «Хизб ут-Тахриру», или его создали другие экстремистские силы?

- «Хизб ут-Тахрир» является духовным вдохновителем ИГИЛ. Но если сравнить их, то первая организация имеет более высокий интеллектуальный уровень.

- Как-то один из наших депутатов заявил, что если в программе «Хизб ут-Тахрира» есть идеалы достижения всемирного халифата и за это организация преследуется, то тогда надо запрещать и коммунизм, который пропагандирует идею всемирного пролетариата…

- Я изучал программу «Хизб ут-Тахрира», она противоречит нормам демократических государств. Мы имеем коммунистические партии в парламентах Европы. Они стараются действовать в рамках демократии. Если бы они пытались выйти за эти рамки, то тоже были бы запрещены. Хотя надо отметить, что в 1956 году в Западной Германии деятельность коммунистической партии была запрещена.