11:42, 27 октября 2015, Бишкек - 24.kg , Суйунбек ШАМШИЕВ
Согласно данным Нацстаткома, доля промышленности в ВВП Кыргызстана в 2015 году составила 16,7 процента. С вхождением в ЕАЭС наш рынок еще шире открыл двери для производителей из России, Казахстана, Беларуси. Выдержит ли конкуренцию местная промышленность? И как правительство должно поддерживать отечественных производителей? Эти вопросы ИА «24.kg» задало своим респондентам.
Мария Капустина, исполнительный директор Ассоциации производителей одежды и услуг по пошиву одежды:
- Отечественные производители нуждаются прежде всего в кредитовании под низкие проценты с длительным сроком возврата, например, на 5-7 лет под 7 процентов годовых. Кыргызско-Российский фонд развития выдает кредиты под 12 процентов, но не напрямую, а через банки, и с учетом услуг финансового учреждения выходит больше 12 процентов.
Немаловажна производителям помощь государства в участии их в международных выставках, чтобы предприниматели могли продвигать свой товар на экспорт, ведь участие в них - очень дорогое мероприятие. Хотелось бы, чтобы существующие налоговые ставки не повышались, а если есть возможность, то и снизить некоторые их виды. Негативную роль в развитии бизнеса играют и частые проверки, поэтому нужно сокращать их количество. Не видим результатов работы Агентства по привлечению инвестиций при Министерстве экономики. У нас привлекают инвестиции в основном в те отрасли, которые уже относительно развиты, скажем, в горнорудную промышленность. Инвесторы вкладываются преимущественно в те секторы, где есть быстрая отдача. Скажем, наше направление не может дать быстрой отдачи, поэтому нам нужна реальная поддержка государства, чтобы возрождать производство шелка, тканей.
Расулжан Катибов, генеральный директор ОАО «Кыргызмебель»:
- Одним из серьезных препятствий на пути развития мебельной промышленности является теневая экономика. По закону производители мебели должны регистрировать ОсОО, но большинство частных производителей работают по патенту или вообще не платят налоги. По нашим расчетам, годовой объем произведенной мебели официально работающими предприятиями составляет 800 миллионов сомов, в то время как объем частников составляет около 2,5 миллиарда. До сих пор половину завозимой из Китая мебели растаможивают по минимальной ставке.
В законе о госзакупках прописано, что 20 процентов объема закупаемой продукции должно быть местного производства. Однако такую поддержку сильно ослабляет всего лишь одно слово «могут» в данном документе. Департамент закупок при Минфине может отдавать предпочтение отечественным производителям, а может и не отдавать. Мы несколько раз выходили на правительство с предложением отменить данное слово. Но оно до сих пор не убрано из текста документа. Недавно премьер-министр говорил, что государственные закупки нужно отменить, и мы поддерживаем его инициативу. Госзакупки можно оставить только для очень крупных закупок, а, скажем, для сумм до миллиона сомов можно отменить тендер. Кыргызско-Российский фонд развития не дает должного эффекта. Например, они дают кредит только на закупку оборудования, а на покупку сырья - нет. Необходим дифференцированный подход к выдаче кредитов для промышленных предприятий, сельхозпроизводителей, торговли и так далее. Например, кредит под 24 процента приемлем для торговцев. Дешевле купил - подороже продал. Производители же такую ставку не потянут.
Фархад Тологонов, председатель ассоциации «Легпром»:
- Для защиты и развития отечественной легкой промышленности необходимо решить две проблемы. Во-первых, обозначить ясные «правила игры» и отменить налог с продаж. Под «ясными правилам игры» следует понимать установление фиксированной, гарантированной государством цены на патент в течение 5 лет. Иными словами, все швейники, находящиеся в «тени», будут знать, что пять лет они будут работать по патенту, и цена его будет незыблемой. Это помогло бы выйти из тени. Во-вторых, во многих странах для предприятий-экспортеров нет налога с продаж. Наша продукция почти полностью идет на экспорт, и отмена данного вида налога оказала бы существенную помощь развитию отечественной легкой промышленности.
Данияр Сайфулин, частный предприниматель:
- Сейчас непонятна ситуация с ВТО. Необходимо дать разъяснения о том, как действовать в рамках обеих организаций – и ВТО, И ЕАЭС. В целом для поддержки отечественных производителей необходимо сохранить существующие цены на электроэнергию и налоговые ставки как наши основные преимущества. Еще один немаловажный фактор – это использование возможностей международных организаций. Мне непонятно, почему правительство не приняло программу Европейского союза «Открытое небо», которая предусматривала бестаможенное прохождение наших товаров в страны Евросоюза. А это, в свою очередь, открыло бы колоссальные возможности для инвесторов, потому как они вкладывали бы серьезные средства для открытия производства у нас, чтобы реализовывать продукцию в Европе. Я почитал условия получения кредита в Кыргызско-Российском фонде развития и пришел к выводу, что малому бизнесу очень сложно будет отвечать требованиям фонда.
Жыргалбек Сагынбаев, президент Кыргызского союза
промышленников и предпринимателей:
- Поддержка отечественных производителей требует целого комплекса мер, потому что это не одна единица проблемы, а целая цепочка.
В первую очередь необходимо предусмотреть налоговые льготы для местных производителей, особенно на начальном этапе организации производства, минимизировать проверки субъектов предпринимательства со стороны фискальных органов, более широко и достаточно оперативно производить оповещение предпринимателей об изменениях в законодательной сфере.
Еще один важный шаг - это оптимизация доступа отечественных производителей к льготным кредитам, в особенности к так называемым длинным деньгам, и налаживание тесных деловых связей между производственниками и предпринимательской средой посредством ассоциаций, союзов промышленников и другими общественными объединениями.
Следует упразднить налог с продаж как не отвечающий современным реалиям, внести изменения в «Закон о государственных закупках» и вернуть предусмотренные в предыдущем варианте преференции отечественным производителям, чтобы статья 5 означенного закона не носила декларативный характер.
Необходимо усилить работу государственных органов по регулированию таможенных и прочих разрешительных процедур в рамках ЕАЭС, чтобы отечественные производители и предприниматели могли успешно выходить на рынки стран этого союза.
И последнее. На основании Закона «О государственно-частном партнерстве» шире привлекать государственный и частный производственные секторы к реализации программы «Основные направления промышленного сотрудничества в рамках ЕАЭС», утвержденной главами стран-участниц 8 сентября 2015 года в Гродно. Следует иметь в виду, что эффект роста экономики за счет либерализации торговли в рамках ЕАЭС будет носить краткосрочный характер, то есть он быстро исчерпаем. Поэтому необходимо подключать более долгоиграющие факторы роста и в первую очередь – промышленное сотрудничество.