09:59, 20 ноября 2014, Бишкек - 24.kg , Анара МАМЫТОВА
Не секрет, что с обретением независимости Кыргызстан превратился в некий испытательный полигон для всевозможных НПО, зарубежных политтехнологов и религиозных проповедников всех мастей. Как уберечь нашу молодежь от тлетворного влияния сомнительных организаций, выяснял корреспондент ИА «24.kg».
Александр Кацев, профессор, завкафедрой международной журналистики КРСУ:
- Чтобы не болеть, нужны прививки с раннего детства. С детства нужно объяснять, что такое хорошо и что такое плохо. Мы же из одной крайности впадаем в другую. Религиозные организации убеждают, что, надев хиджаб, ты сохранишь чистоту и нравственность, будто бы дело в одежде. Вы посмотрите, что произошло в России. Сначала говорили о религиозном образовании, и вдруг вижу по ТВ, что священники уже говорят о религиозном воспитании.
Образование подменяется воспитанием, а это самое страшное, что может быть. Сегодня школа не учит, а начинает риторически воспитывать. Обсуждают, какую форму должен носить ученик вместо того, чтобы учить его арифметике, биологии, языкам. Весь урок ему выговаривают за то, что он пришел не в тех штанах. Да введите вы в школьную форму джинсы, и вопрос снимется: все будут ходить в них. Есть элементарные вещи, в которых не нужна конфронтация.
Убежден, что в первую очередь школа и вузы должны научить работать со справочной литературой, выработать художественный, эстетический вкус. Читая Дарью Донцову, нужно помнить, что есть Достоевский. Нужно научить ребенка, что знаний, полученных в школе и вузах, на всю жизнь не хватит. Их необходимо пополнять и не паразитировать на Интернете. С детского сада учить нравственному отношению к Интернету. Никто всем этим не занимается, отсюда и профанации. Нужна концепция светского государства, серьезное образование на уровне национальной культуры, религиозной и так далее, но необходимо, чтобы это все делали грамотные люди. У нас же в мечетях 80 процентов имамов не знают Корана, а гаишники не знают ПДД.
Вы посмотрите на несчастных тачкистов… Да постройте профтехучилища вокруг базаров, накормите, обучите их и отправьте по месту жительства, но перед этим подсчитайте, сколько токарей, пекарей нужно в конкретном селе и районе. Но считать же никто не хочет. Если наш министр образования защитил диссертацию по «Манасу», он должен понимать, что манасоведение - это наука об изучении «Манаса», и она нужна только филологам и журналистам. А подписывать указ об обязательном его изучении… Мы, как всегда, губим все хорошие начинания.
У нас очень плохо со специалистами, занимаются тем, о чем понятия не имеют, как наш самый интернациональный и некомпетентный парламент в мире. Если учитель рассуждает о военной реформе, а генерал - о том, какая должна быть культура, я понимаю, что они активные бездельники. Что и говорить, если президент, я подчеркиваю, член Союза писателей, считает, что эпос «Манас» - это литература… У меня, например, сразу мысль, а может, он и в экономике так же разбирается? Или когда высокопоставленная особа в скорбные дни, когда ушел Чингиз Айтматов, плакала, говоря о том, как она любит «Белый пароход», и назвала имя мальчика… Тут я понял, что она не читала это произведение.
Пару дней назад несколько славянских организаций, выступая против приезда в КР Джорджа Сороса, провели митинг у стен посольства США с плакатами на русском языке, написав их не по–русски. Стало ясно, что митингующие ничего не понимают ни в деятельности Сороса, ни в ситуации в целом.
Михаил Агеев, интернет-предприниматель:
- На мой взгляд, нужно увеличить расходы на образование и повысить его качество. Если тратить больше денег на образование, увеличить зарплату учителей, люди будут более мотивированно идти в эту профессию и, соответственно, учить лучше.
- В зависимости от страны, финансирующей вузы, в умы молодежи вкладывают позиции грамотные педагоги, нет?
- Да не вкладывают там никаких позиций, просто разные подходы: западный, турецкий и совковый, доступ к информации и качественное образование.
- Какой подход лучше, на ваш взгляд?
- Сложно оценить. Когда учился в Кыргызско-Российском университете, учебная программа была ужасно устаревшая. Как сейчас обстоят дела, не знаю, но мне кажется, западная модель обучения все-таки эффективней. Конечно, можно говорить о спорте, алкоголе, сигаретах, но если будет образованная молодежь, то и вопросы эти будут сняты.
Максат Чакиев, замминистра культуры, информации и туризма КР:
- Уберечь молодежь можно только работой и идеей. Социально-культурными проектами, как в советское время, молодежь сегодня не отвлечешь от негативного влияния чуждых культур. Театры и спортзалы сегодня не пользуются популярностью у молодежи, особенно в регионах.
Молодежь несет в себе огромную жизненную энергию, ее можно направить как на созидание, так и на разрушение. В случае невостребованности энергии она либо глушится, и тогда начинается личностная деградация, либо ищет пути реализации в любом направлении, где она будет востребована – в политике, религии, криминальных структурах и так далее. Руководство СССР эффективно справлялось с этой проблемой, создавая национальные проекты, такие как БАМ, ГЭС, целину, куда активно вовлекалась молодежь, - была возможность для самореализации, ну и немножко романтики.
Современное молодое поколение в основном преследует цели материального характера. Государство не помогает реализовать мечту, как результат - активная эмиграция молодежи либо участие в политических и других негативных акциях, где они выплескивают свою энергию. Необходимо разработать для нее четкую национальную идею, с которой она могла бы жить, учиться, работать целенаправленно, пусть даже за рубежом.
Молодежи необходимо чувствовать себя частью чего-то глобального, масштабного, исторического, а главное, ответственного. Они должны ощущать себя причастными к высокой миссии. Сегодня этой миссии нет.
Султан Раев, экс-министр культуры, информации и туризма:
- Конечно, Министерство молодежи хорошо работает в этом направлении, но это проблема не только одного ведомства, это проблема номер один всего нашего государства. С обретением независимости в Кыргызстане целое поколение осталось без ориентира, а молодежь была предоставлена самой себе. Нужен системный подход, и это в первую очередь образование, культура, духовное и патриотическое воспитание. Молодое поколение ударилось в религию и, не до конца понимая ее, попало в секты.
Сейчас такие державы, как Россия и США, имеют идеологическую начинку, а такой маленькой стране, как Кыргызстан, она нужна тем более. Начиная от Министерства культуры до министерств образования и обороны – все должны заниматься проблемами молодого поколения.
Иначе получим проблемы и в демографии, и в безопасности, вы посмотрите, молодые кыргызстанцы воюют в Сирии… Молодежь нужно ориентировать, для нее нужно создавать условия.
Нурлан Мамакеев, продюсер:
- Знаете, занятой молодежи не до этого, она зарабатывает деньги. А под влияние непонятного рода организаций попадают бездельники, которые ходят на всякие собрания. Поверьте мне, людям, занятым делом, просто некогда сидеть и слушать вещи, которые им вкладывают в уши. Молодежь нужно занять, чтобы не страдали от безделья ерундой.
- Кто должен занимать и заинтересовывать молодежь?
- Это забота Министерства молодежи. В этом ведомстве должны думать, чем ее занять.
- Разве не родители в первую очередь должны помогать своим детям и направлять их?
- Хорошо, а если родители находятся в Оше, Нарыне, Таласе? Дети приехали учиться в город и остались без присмотра. Свобода! Чем хотят, тем и занимаются. Конечно, нельзя говорить, что должен заниматься ею кто–то конкретно, необходимо и государству, и родителям действовать вкупе. Родителям нельзя оставлять детей без внимания. Ведь многие из них попросту не знают, где они и чем заняты. Нужно сделать передачу из жизни молодежи и показать по центральным каналам.
- Думаете, когда передачу покажут, ситуация изменится?
- По крайней мере, заставит задуматься. У нас есть идея сделать ряд социальных роликов. Мы покажем девушек, которые по ночам непонятно чем занимаются, на каких-то машинах приезжают, в непонятные здания заходят, с кем-то уходят…
- Почему именно девушки? Молодые люди тоже приезжают на машинах с взрослыми женщинами и уезжают непонятно куда…
- В основном девушки, это же понятно… Социальный ролик будет называться «Где сейчас ваша дочь?» Мы планируем показать его по местному телевидению с упором на региональные каналы. Увидев его, может быть, родители вспомнят, что у них есть дети, позвонят им и начнут интересоваться их жизнью.
Мар Байджиев, писатель:
- Одно спасение - ввести в школах и вузах религиоведение, чтобы дети узнавали, что такое ислам, христианство и буддизм. Чтобы учащиеся были образованней любого священника, но для этого нужны хорошие педагоги, которые ту же самую религию, будь то Ветхий завет или Коран, могли преподнести как науку. Меня, например, не обманешь, потому что я знаю классическую религию, нужно, чтобы и молодежь умела четко определять, кто и что проповедует. Относительно НПО и всякого рода организаций, государство должно контролировать и регулировать этот процесс. Например, если я завтра начну печь пирожки, то должен получить сертификат качества, здесь - то же самое. Не нужно заигрывать с этим, иначе некие силы воспользуются, и произойдет трагедия.
Сабина Айдаркулова, чемпион КР, многократный призер международных турниров по бально-спортивным танцам:
- В первую очередь необходимо повысить уровень образования и самообразования. А если есть свободное время, занять себя в спорте или кружках, которые помогут развить человека как личность. И, конечно же, родители. Нужно, чтобы они знали, где их ребенок и чем он увлечен. Также следует советоваться со старшим поколением, у них есть жизненный опыт, а какой родитель посоветует своему чаду плохое?
Анастасия Михайлова, учитель истории, пенсионер:
- Уберечь сегодняшних молодых людей трудно. За их душами охотятся эмиссары самых разных мастей. Особенно трудно потому, что уже упустили несколько поколений среднего возраста, идолом которых стало потребление. К сожалению, счастья им это не принесло. Чтобы исправить ситуацию, акцент в работе с молодежью надо сделать на девочках и девушках. Именно они, став матерями и женами, будут определять моральный климат и интеллектуальный потенциал семьи. Не случайно вопрос ношения хиджабов касается именно девочек-подростков. Кто-то очень настойчиво пытается отвоевать эту категорию молодежи. В свое время русские революционеры поняли, что успех их работы будут определять именно женщины. Они провозгласили высокие лозунги, и за ними пошли самые умные, чистые и смелые женщины. И революция победила. Чем это обернулось для страны – вопрос другой. Но история преподнесла урок: сумеем увлечь идеей девушек – сумеем сохранить поколение и совершить любой прорыв.