09:54, 28 мая 2015, Бишкек - 24.kg , Дарья ПОДОЛЬСКАЯ, Татьяна КУДРЯВЦЕВА
Казалось бы, вопрос с золоторудным месторождением Джеруй в Таласской области закрыт. Это второй после Кумтора крупный золотой проект КР. Его запасы оцениваются в 84 тонны драгоценного металла. Тендер провели, победителя определили. К слову, выигравшая конкурс российская компания «Восток-геологодобыча» уже перевела $10 миллионов. Ранее проект не раз оказывался в центре скандалов. Несколько лет понадобилось для того, чтобы наконец нашелся инвестор, заинтересованный в разработке рудника.
Однако палки в колеса по обыкновению вставляют местные жители, не желающие освоения Джеруя. Премьер-министр Темир Сариев поручил главе Госгеологии Дуйшенбеку Зилалиеву рассказать населению региона о приеимуществах разработки золоторудного месторождения. Но и раньше с сельчанами неоднократно общались чиновники всех мастей, призывая не отпугивать инвесторов. Тщетно.
ИА «24.kg» обратилось к своим респондентам с вопросом: кто будоражит таласцев и превращает страну в пугало для инвестора?
Валентин Богдецкий, член правления Кыргызской горной ассоциации:
- Сначала надо было получить согласие местных жителей, а уже потом проводить конкурс на разработку Джеруя. Я так думаю, что старые хозяева, которые имеют юридические претензии, могут организовывать митинги.
- Но перед проведением конкурса местные жители поддерживали идею возобновить работы на Джеруе?
- Люди всегда неоднородны. Одни могут быть согласны, а другие – категорически против. К тому же в условиях конкурса четко прописан срок, в течение которого компания-победитель должна построить предприятие и начать выпуск товарной продукции. Если компания не уложится в срок, предусмотрены хорошие штрафы. Вот и повод организовывать митинги. Но это только предположения. Я думаю, что проблемы на Джеруе еще будут. Потому что по Джерую мы выработали самые невыгодные для Кыргызстана условия по сравнению с Кумтором, не говоря уже о Талды-Булаке. Рано или поздно люди встрепенутся и обратят на это внимание. Согласно условиям конкурса, юридические проволочки возложены на инвестора. Таким образом, победителя определяла не конкурсная комиссия, а казахский холдинг Visor. Кто с ним договорился, предложил лучшие условия, с тех он снял претензии. Это не очень хорошо. Правительство не решилось взять на себя юридические риски. Если не было уверенности в победе в международных судах, то не надо было и объявлять конкурс. Надо было тогда идти на мировую с Visor.
Марс Черикчиев, эксперт:
- Я думаю, стоит спросить у самих местных жителей, почему они вновь выходят на митинги против разработки месторождения. Они уже даже создали свою страничку в социальных сетях. Свою роль играет и тот факт, что осенью нас ждут парламентские выборы. Имеет место и политизированность вопроса. По идее, в конкурсной комиссии местное население было представлено. Думаю, что у жителей есть заинтересованность в том, чтобы началась разработка Джеруя. В местный бюджет будут отчисляться большие деньги. Единственный вопрос - может возникнуть спор по поводу распределения денег. Но я надеюсь, что работы на Джеруе все же начнутся.
Другое дело, что в этом вопросе важную роль играет государство. Если правительство не останется в стороне, а будет помогать компании, то все будет нормально. Во всех процессах правительство должно принимать участие. На нем лежит большая работа по разъяснению местному населению основных аспектов разработки. В этом случае все проблемы можно будет решить путем переговоров.
Омурбек Абдырахманов, депутат парламента:
- У нашей власти нет концепции развития горнодобывающей отрасли. Все вопросы подземных богатств решаются в центре. Местное население не интегрировано. Поэтому везде его представители от подачки до подачки выступают против. Во многих развитых странах все доходы от аукциона и разработки делятся пополам между местным населением и правительством. Тогда сельчане будут заинтересованы в разработке местных месторождений. На эти деньги они будут ремонтировать дороги, обеспечивать села питьевой водой, строить дошкольные учреждения. Им остается только контроль экологии. Пока не сделаем такое деление средств от природных ресурсов, местное население всегда будет мешать инвесторам, и «враги» тут ни при чем.
Абдыманап Кутушев, депутат парламента:
- Это силы, которые не хотят поступательного развития КР. Они будоражат местное население, выводя их на митинги.
Я предлагал премьер-министру Темиру Сариеву сделать из Чаткальского района образец развития регионов, своеобразную витрину. В районе всего четыре айыл окмоту и 25 тысяч населения. А лицензии выданы на разведку и разработку более 60 месторождений, больше половины из них - на золото. Сариев обещал прислушаться к моим рекомендациям.
Нурипа Муканова, председатель Антикоррупционного делового совета:
- Я не могу сказать, кто будоражит местное население. Может быть, там не предусмотрен социальный пакет или людей не устраивает предложенный. Не все жители участвовали в работе межведомственной комиссии. Позвали аксакалов, но, может быть, они не выражают мнение всего населения. Скорее всего, никто людей не будоражит, а просто в состав межведомственной комиссии включили тех, кого не поддерживает большая часть населения. Инвестору стоило собрать сход, провести консультации с сельчанами, презентовать свой проект, объяснить, какие выгоды будут иметь таласцы.
У нас традиционно неизвестно, по какому принципу включают людей в состав той или иной комиссии. Обычно отбор представителей в межведомственные комиссии – закрытая процедура. При этом говорят, что учли мнение низов. Но так не бывает. Один или два человека не могут выразить мнение всех. Лучше будет, если вместе с инвестором будет работать и правительство. Оно, приглашая инвестора, выступает гарантом. Поэтому чиновники тоже должны встречаться с местным населением.
Кайрат Осмоналиев, председатель экспертного совета координационного совещания правоохранительных органов:
- Я не могу назвать, кто именно будоражит людей. Думаю, это должны сказать, если будет доказано, соответствующие правоохранительные органы. Но могу догадаться, что, скорее всего, это та сторона, которая проиграла в борьбе за Джеруй. Я не исключаю этого. Если это не так, то проигравшая сторона должна выступить и заявить о своей непричастности. Думаю, правоохранительные органы должны разобраться и выявить истинных организаторов. На самом деле это уже противозаконные вещи, которые наносят ущерб имиджу страны, репутации, ее инвестиционной привлекательности. Этот вред, конечно, неизмерим в рублях или сомах. Но, тем не менее, он очевиден.
Манас Султанов, вице-президент Федерации конного спорта КР:
- Требования народа простые. Самое важное - применять высокие технологии по требованиям не ниже EBRD. То есть как минимум евростандарт. То же самое касается экологии. Это требования к инвестору.
К правительству тоже есть требования. Это в первую очередь разделить все налоги 50 на 50 с местным бюджетом, как во всех цивилизованных странах.
Калича Умуралиева, ОФ «Наше право»:
- Я не могу сказать, кто выводит таласцев на митинги против разработки Джеруя. Не интересовалась. Но если бы я жила там, то тоже была бы против, учитывая результаты по Кумтору, коррупцию в этом вопросе. По мне лучше фасоль сажать. Полезно, вкусно и землю улучшает. Фасоль - это бобовые, которые специально сажают для улучшения почвы. А золото я не ем, и отходов много.
Григорий Михайлов, эксперт:
- Конфликтные ситуации вокруг месторождений являются результатом четырех слагаемых.
Первое - слабость центральных властей и их нежелание брать на себя ответственность за организацию комфортной, безопасной и бесконфликтной работы инвестора на местах.
Второе - интересы отдельных политиков (республиканских и местных), стремящихся за счет нагнетания конфликта получить от инвесторов финансирование и показать себя перед предстоящими парламентскими выборами как истинных патриотов, болеющих за интересы страны.
В-третьих, это инвесторы, зачастую не учитывающие местную специфику при входе в республику. Привыкнув к тому, что в ряде стран договоренности в столице достаточно для беспрепятственной работы в регионах, горняки не учитывают интересы местного населения, рассчитывая, что этим озаботятся центральные и местные власти.
В-четвертых, местные жители, считающие землю своей, а инвесторов - эксплуататорами. Деньги от работы инвесторов уходят в столицу, в госбюджет, и в село не возвращаются. При такой системе сельчане не видят плюсов от присутствия инвесторов, поэтому самостоятельно пытаются выжать из бизнесменов максимум бонусов в виде денег, строительства инфраструктуры, рабочих мест. Наиболее эффективный способ добиться уступок от инвестора - устроить акцию протеста, заблокировав работу горняков. Центральные власти, опасаясь последствий, не вмешиваются, а инвесторы, теряющие деньги из-за простоя, становятся сговорчивее.