14:49, 24 апреля 2015, Бишкек - 24.kg , Анастасия БЕНГАРД, Дарья ПОДОЛЬСКАЯ
Кыргызстан накануне полноправного членства в ЕАЭС остался без премьер-министра. Ранее в отставку подали министр финансов Ольга Лаврова и министр транспорта и коммуникаций Калыкбек Султанов, а также глава ФУГИ Дуйшен Ирсалиев и руководитель ОАО «Кыргызалтын» Токон Мамытов.
Поскольку глава государства Алмазбек Атамбаев 9 мая примет участие в праздничных мероприятиях в Москве, пришлось перенести парад Победы в Бишкеке на 7 мая, и трудящиеся не смогут принять в нем участие. Складывается впечатление, что на политическом олимпе все вдруг забыли об ответственности и бросились врассыпную, оставив народ наедине со своими проблемами. В парламенте, как обычно, суетятся, а теперь и раскладывают пасьянс на премьера.
Респонденты ИА «24.kg» рассказали, что, по их мнению, вообще происходит в стране.
Сергей Масаулов, эксперт:
- Отставка Джоомарта Оторбаева с поста премьер-министра лично меня не удивила. Он еще в прошлом году хотел уйти. Просто дождался от парламента удовлетворительной оценки и ушел. Я бы не стал говорить, что в стране политический кризис. Скорее управленческий. Теперь будет сформировано техническое правительство, которое проработает до выборов. В принципе, ничего сенсационного нет. Меня смущает другой аспект: мы вступаем в ЕАЭС, а в стране неразбериха в высших эшелонах власти. То есть никто из высокопоставленных чиновников не хочет брать на себя ответственность за последствия интеграционных процессов. А это значит, что последствия, которые возникнут после подписания всех соглашений в Москве, могут быть удручающими. Взлетят вверх цены, правительства, которое должно сдерживать эти колебания экономики, нет, поскольку все готовятся к выборам.
Повысится протестный потенциал, а этим могут воспользоваться внешние игроки и раскачать ситуацию. У меня вообще складывается впечатление, что отставка премьера и правительства накануне именно выборов в парламент – основная часть не очень чистого международного проекта, целью которого является дестабилизация обстановки в Кыргызстане.
Шерадил Бактыгулов, политолог:
- Премьер заявлял о том, что хочет уйти, еще с января 2015 года, и он это сделал. Он мог сделать это и позже. В принципе, ему оставалось продержаться до 4-5 мая, поскольку ЦИК назвал дату парламентских выборов – 4 октября. А это означает, что за полгода до них Жогорку Кенешу нельзя отправлять правительство в отставку.
Отставка может быть связана просто с перегруппировкой сил. В истории Кыргызстана смена правительства всегда происходила накануне важных для страны событий, будь то референдум, принятие Конституции, какие-то перестановки внутри политических элит или торги между группами влияния. Это всегда было, есть и будет. Смена правительства влияет на жизнь госслужащих: кого-то снимут, кого-то назначат. А с точки зрения жизни простого народа… Рост цен, к примеру, пойдет и дальше. Вступим в ЕАЭС, цены еще поднимутся - до 30 процентов - на продукты питания, одежду и другое. Но это не имеет отношения к отставке правительства. Наоборот, мне кажется, люди уходят, чтобы как раз не связывали с их деяниями те негативные процессы, которые нас еще ждут впереди.
Когда будет принята отставка, будет назначен и исполняющий обязанности главы кабмина. То есть проблем с этой точки зрения нет. В отсутствие в стране, например, президента и премьер-министра обязанности главы государства исполняет торага Жогорку Кенеша. В этом плане все отработано, и никаких поводов для переживаний нет.
Что касается вступления КР в ЕАЭС, то документы уже давно подписаны. Стране оставалось выполнить процедурные вопросы, связанные с принятием блока законопроектов. Это сделано в прошлом году. А 9 мая 2015 года - это просто дата, когда Кыргызстан фактически становится членом союза.
Теперь об уходе министров. Это же их решение. На мой скромный взгляд, это больше связано с «Кумтором». Непонятно, какой же вариант соглашения для Кыргызстана выгоднее - тот проект, над которым работало правительство Жанторо Сатыбалдиева, или то соглашение, что приняло правительство Игоря Чудинова в 2009 году, или какое-то новое. Вопрос никто не смог решить. А если учесть отмену срока давности за коррупционные преступления, то любой человек, который поставит свою подпись под листом согласования (а это в первую очередь министры - финансов, юстиции и другие), просто боится ответственности.
Музаффар Турсунов, эксперт аналитического центра «Полис Азия»:
- Я никак не ожидал отставки премьер-министра страны. В самый ответственный момент нынешней истории, перед вступлением Кыргызстана в Евразийское экономическое сообщество такая важная фигура уходит. Изумляет обоснование главы кабмина: якобы он устал и что это признак демократии. В то же время буквально перед этим он говорил, что самая основная проблема у нас – это политическая нестабильность. И сам же подает пример такого отношения, показывает нашим донорам и инвесторам, что у нас нехорошая обстановка, начинается ажиотаж перед выборами в парламент. Это привносит большую долю нестабильности и неопределенности в стране.
Накануне подал в отставку первый заместитель руководителя аппарата президента, до него ушли министры финансов и транспорта. Первая ассоциация, которая промелькнула у меня в голове: чиновники бегут с тонущего корабля.
По закону, если уходит премьер-министр, то в полном составе уходит и кабинет министров. Основная проблема частой смены правительства – отсутствие преемственности в политике. Теперь все решения, в частности, отдельных министерств повиснут. Это, на мой взгляд, полная безответственность наших первых лиц и вообще политического истеблишмента Кыргызстана. Это не признак демократии и, тем более, парламентской, как это хотят вдолбить в наши головы. А просто манипуляции.
До выборов в парламент осталось очень мало времени, плюс недавно подписан закон президента о том, что к голосованию будут допущены только те, кто сдал свои биометрические данные. Не очень понятно: а как же наши конституционные права? Если все это суммировать, то получается, что первые лица подают нехороший пример.
Фарид Ниязов, советник президента КР:
- Это нормальный политический процесс в обществе, которое строит правовое государство. Правительство ушло. И что? Слава богу, у нас есть стратегия развития, которая позволяет сохранить ориентиры. Есть здоровое большинство в парламенте, которое может сохранить линию на устойчивое развитие. Конечно, все это, может быть, и нездорово, но для нашей страны уже не смертельно.
Наталья Никитенко, депутат парламента от фракции «Ата Мекен»:
- Я бы не стала характеризовать ситуацию как политический или управленческий кризис. Впервые премьер отчитывался перед депутатами за свой собственный период работы, а не за своего предшественника. Получил удовлетворительную оценку. А далее в соответствии с законом он мог подать в отставку. Это и произошло.
Но на сегодняшний день, я думаю, коалиция большинства, безусловно, заинтересована в том, чтобы обеспечить качество и преемственность, поскольку это отразится как на работе правительства, так и на жизни граждан в целом. Поэтому все наши министры продолжают работать, правда с приставкой «и.о.». Я думаю, что уже в ближайшее время будут предложены кандидатуры на должность премьер-министра, и процесс завершится в кратчайшие сроки.
Теперь что касается парада Победы. Президент сам его примет. Видимо, эти решения отрабатывались. Поскольку 70-летняя годовщина - это очень серьезное и масштабное событие, к которому мы должны соответствующе готовиться. Поэтому я думаю, что этот вопрос будет отрегулирован. Что же касается подписания документов по вхождению в ЕАЭС, то, опять же, их визируют главы государств. И президент примет в этом участие. Вместе с тем правительство подготовило весь необходимый пакет. База есть. Жогорку Кенеш тоже принял ряд законопроектов, необходимых для вхождения Кыргызстана в евразийское пространство. Так что, я думаю, мы готовы к вступлению. И это во многом заслуга правительства. Так что подписание состоится в срок и на стабильной основе. То есть оснований говорить, что в стране кризис, нет. Процессы идут.
На выборы текущая ситуация также не повлияет, поскольку кампания стартует осенью. Сейчас все политические силы готовятся, очень активно проявляют себя партии, не представленные в парламенте. Так что подготовка идет. Сейчас все внимание сконцентрировалось на коалиции, поскольку именно на плечи лидеров образующих ее фракций легла обязанность, еще раз повторю, в кратчайшие сроки сформировать правительство, выбрать достойного премьера и создать условия для его бесперебойной работы. Главное - кто придет на место Джоомарта Оторбаева. Сейчас в парламенте обсуждаются разные кандидатуры и идут жаркие дискуссии по этому поводу, но думаю, что к концу следующей недели мы все увидим результат этих консультаций.
Адиль Турдукулов, оппозиционер:
- О том, что в стране назревает политический и управленческий кризис, я говорил давно. Еще до ухода Джоомарта Оторбаева с поста премьер-министра. Думаю, что Оторбаев сознательно за две недели до официального объявления отставки допустил утечку этой информации. Своим увольнением он сделал хорошо прежде всего себе, но не стране. И этот шаг был заранее спланирован и тщательно продуман. Кыргызстану предстоит вхождение в ЕАЭС, и нести ответственность за последствия этого присоединения никто не хочет, а Оторбаев и подавно. Он-то прекрасно знает, какие могут возникнуть осложнения. Поэтому сейчас для властей лучшим выходом из сложившейся ситуации будет назначение так называемого технического правительства, которое потом просто уйдет в небытие.
Что нас всех ожидает дальше, предугадать довольно сложно. А что касается кандидатуры премьер-министра, то, считаю, им может стать совсем уж неожиданная фигура, возможно, даже из лагеря оппозиции, чтобы потом все неурядицы, которые придут вслед за вхождением страны в ЕАЭС, можно было свалить на оппонентов нынешнего режима.