Президент Кыргызской Республики Алмазбек Атамбаев подписал Бюджетный кодекс Кыргызской Республики и Закон Кыргызской Республики «О введении в действие Бюджетного кодекса Кыргызской Республики», направленные на оптимизацию бюджетного процесса и усовершенствование бюджетного законодательства страны.
Бюджетный кодекс устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в сфере управления государственными финансами в процессе формирования, рассмотрения, утверждения, уточнения и исполнения республиканского и местных бюджетов, бюджетных инвестиций, государственного и муниципального долга, бюджетов Социального фонда Кыргызской Республики, Фонда обязательного медицинского страхования при Правительстве Кыргызской Республики, а также определяет статус участников бюджетного процесса и правовую основу ответственности за нарушение бюджетного законодательства.
Бюджетный кодекс был разработан в связи с необходимостью существенной переработки и сбора разрозненных норм законов в единый нормативный комплекс и принятия единого кодифицированного законодательного акта, который стал бы основой бюджетного законодательства страны. Также целью разработки Бюджетного кодекса явилась необходимость оптимизации бюджетного процесса и усовершенствования бюджетного законодательства для приближения бюджетного процесса Кыргызстана к мировым стандартам и адаптации к прогрессивным новшествам.
С принятием Бюджетного кодекса Правительство Кыргызской Республики решает стратегическую задачу совершенствования бюджетного законодательства, заключающуюся в построении эффективной прозрачной бюджетной системы, ее ориентации на стимулирование экономического роста, результативность бюджетных расходов и эффективную реализацию государством своих функций.
В Бюджетном кодексе заложены следующие основные направления для дальнейшего реформирования бюджетного законодательства:
- нормативное закрепление прав и обеспечение возможностей граждан открыто участвовать в обсуждении вопросов формирования бюджетов и возможности их мониторинга и контроля;
- усиление контрольных полномочий Жогорку Кенеша КР;
- введение бюджетных принципов и основополагающих требований к формированию, утверждению и исполнению бюджетов бюджетной системы республики;
- четкая регламентация бюджетной системы, определений и терминов, используемых в бюджетном процессе, и процедур формирования и исполнения бюджетов;
- внедрение основополагающих механизмов бюджетного планирования, а также программно-целевого бюджетирования, ориентированного на результат;
- обеспечение прозрачности бюджетного процесса и минимизацию коррупционных проявлений при всех циклах формирования и исполнения бюджета;
- построение эффективной системы межбюджетных отношений с прозрачными инструментами регулирования;
- разграничение роли и полномочий и закрепление ответственности участников бюджетного процесса;
- разграничение расходных обязательств между бюджетами;
- последовательное развитие регионов;
- определение бюджетных инвестиций, ориентированных на цели развития.
Особо необходимо также выделить следующие направления, заложенные в Бюджетном кодексе:
- величина государственного долга будет определяться Правительством Кыргызской Республики с учетом международных показателей долговой устойчивости;
- четко определена норма, в соответствии с которой проекты законов об изменении финансовых обязательств государства, об увеличении расходов бюджета, финансируемых из республиканского бюджета, либо о сокращении его ресурсов принимаются только с согласия Правительства;
- реформирована система учета специальных средств, в состав которых будут включаться только средства, полученные от выполненных работ и оказанных услуг по перечню, утверждаемому Правительством Кыргызской Республики;
- предусмотрены особенности формирования бюджетов судебной системы и Счетной палаты Кыргызской Республики;
- бюджет ФОМС стал самостоятельным, и будет утверждаться отдельным законом Кыргызской Республики.
Бюджетный кодекс вводится в действие Законом Кыргызской Республики «О введении в действие Бюджетного кодекса Кыргызской Республики» с 1 января 2017 года, за исключением статьи 87 («Оценка эффективности бюджетных программ»), которая вступит в силу с 1 января 2018 года.
Законом Кыргызской Республики «О введении в действие Бюджетного кодекса Кыргызской Республики» признаются утратившим силу 4 основных Закона Кыргызской Республики: «Об основных принципах бюджетного права в Кыргызской Республики», «О финансово-экономических основах местного самоуправления», «Об основных положениях Казначейства Кыргызской Республики», «О государственном и негосударственном долге Кыргызской Республики».
Наряду с этим, Правительству надлежит в 6-месячный срок внести в Жогорку Кенеш предложения о приведении законов в соответствие с Бюджетным кодексом.
Одним из направлений такой работы будет разработка поправок в Бюджетный кодекс с учетом предложений и замечаний судебной ветви власти, направленных на обеспечение полноты законодательного закрепления конституционных гарантий независимости судебной системы в части её финансирования.
Следует отметить, что в данный момент Всемирным банком готовится Проект технической помощи в сфере управления государственными финансами в партнерстве со Швейцарским бюро по вопросам развития и сотрудничества, Европейским союзом и Правительством Великобритании, который будет оказывать поддержку по будущим изменениям и дополнениям Бюджетного кодекса.
Бюджетный кодекс Кыргызской Республики и Закон Кыргызской Республики «О введении в действие Бюджетного кодекса Кыргызской Республики» приняты Жогорку Кенешем Кыргызской Республики 6 апреля 2016 года.