www.24.kg
ТЕАТРЫ БИШКЕКА
Как создавали колыбель
кыргызской культуры
Вступление
Скептики предсказывали, что в век кибернетики и атомной энергии театр непременно умрет. Но прогнозы не сбылись. Театры по-прежнему собирают тысячи поклонников, которые бросают к ногам любимых артистов охапки роз.
Театры Бишкека сейчас переживают не самые лучшие времена, но надежда на то, что они преодолеют все трудности и вновь станут колыбелью кыргызской культуры, остается.
Чем знамениты, помимо блиставших на их сценах в разные годы талантов, театры Бишкека? Кто их строил? Что скрывается за их кулисами? 24.kg расскажет о самых известных столичных театрах.
В Бишкеке два драматических театра – русский имени Чингиза Айтматова и кыргызский имени Токтоболота Абдумомунова. Перед любителями оперного искусства любезно распахивает двери театр оперы и балета имени Абдыласа Малдыбаева. Не остается без зрителей и театр молодежи и юного зрителя имени Бакен Кыдыкеевой. Есть и свой театр кукол.
КОЛЫБЕЛЬ
КЫРГЫЗСКОЙ
ОПЕРЫ
Кыргызский национальный академический театр оперы и балета имени Абдыласа Малдыбаева по праву считается центром музыкальной культуры республики.
Его создали 7 ноября 1930 года на базе первой во Фрунзе музыкально-драматической студии, где занимались в основном представители художественной самодеятельности.
Киргизская музыкальная драматическая студия, 1928 год
В эти годы в республику приезжали знаменитые советские музыканты, композиторы, дирижеры, художники, режиссеры, педагоги. Именно они заложили основу и внесли значительный вклад в развитие театрального искусства в республике.
Первой кыргызской оперой стала «Ай-Чурек» Абдыласа Малдыбаева, Владимира Власова и Владимира Фере. Ее премьера состоялась в 1939 году, и она сразу стала гордостью и достоянием кыргызской музыкально-театральной культуры. И до сих пор постановки «Ай-Чурек» пользуются успехом.
Драматический театр преобразовали
в театр оперы и балета
17 августа 1942 года.
Драматический театр преобразовали в театр оперы и балета 17 августа 1942 года.
В годы войны и последующие 20 лет театр пополнили выдающиеся музыканты и исполнители, получившие профессиональное образование в Москве и Ленинграде.
Свое современное здание театр получил в 1955 году. Проект одного из красивейших зданий столицы Киргизской ССР создали архитекторы Л.Лабуренко и П.Иванов.
Народная артистка Кыргызстана Сайра Чоткараева спела все партии в спектаклях из репертуара театра, но мечтает спеть Лиу из оперы «Турандот».
Оперная дива пришла в театр в 1978 году. За плечами музыкальная школа-интернат, вокальное отделение музыкального училища и институт искусств.
Сайра Чоткараева
оперная певица, народная артистка Кыргызстана
Во время учебы в институте участвовала во всех конкурсах, занимала определенные места. Я училась в классе профессора Сайры Кийизбаевой. После учебы по распределению попала в театр оперы. Тогда и началась моя карьера.
Во время учебы в институте участвовала во всех конкурсах, занимала определенные места. Я училась в классе профессора Сайры Кийизбаевой. После учебы по распределению попала в театр оперы. Тогда и началась моя карьера.
САЙРА
КИЙИЗБАЕВА
Архивное видео
ЧОЛПОНБЕК
БАЗАРБАЕВ
Архивное видео
В 1978 году жизнь в театре бурлила.
Сайра Чоткараева
оперная певица, народная артистка Кыргызстана
Я начала работать с Булатом Минжилкиевым, Кайыргуль Сартбаевой, Токтоналы Сейталиевым, Чолпонбеком Базарбаевым, Айсулу Токомбаевой, Кубанычбеком Арзиевым. Мне было 24 года. В театре играли спектакли «Петр Первый», «Фауст»… В хоре были семь-восемь басов, они рассчитывались на Булата Минжилкиева.
Я начала работать с Булатом Минжилкиевым, Кайыргуль Сартбаевой, Токтоналы Сейталиевым, Чолпонбеком Базарбаевым, Айсулу Токомбаевой, Кубанычбеком Арзиевым. Мне было 24 года. В театре играли спектакли «Петр Первый», «Фауст»… В хоре были семь-восемь басов, они рассчитывались на Булата Минжилкиева.
Первое выступление молодой певицы состоялось за неделю до государственного экзамена в институте искусств.
«Меня включили в концерт, а оркестровой обработки не было, сказали петь под рояль два произведения. Для меня специально на сцену передвинули рояль. Полный зал зрителей… От страха я спела лишь одно произведение, поклонилась. Подошла к ведущему и сказала, что вторую песню не смогу петь, и ушла со сцены», - со смехом вспоминает дебют певица.
Оперная певица считает, что развивать любовь к театру учителя должны со школьной скамьи.
Со школы надо воспитывать любовь к театру. Должны проводить уроки классической музыки, не народной, не эстрадной, а именно классической. Тогда людей не надо будет приглашать на спектакли, они сами придут.
Сайра Чоткараева, народная артистка Кыргызстана
Со школы надо воспитывать любовь к театру. Должны проводить уроки классической музыки, не народной, не эстрадной, а именно классической. Тогда людей не надо будет приглашать на спектакли, они сами придут.
Сайра Чоткараева, народная артистка Кыргызстана
За все годы существования Кыргызский театр оперы и балета поставил свыше 200 опер и балетов. В их числе знаменитые «Борис Годунов», «Князь Игорь», «Евгений Онегин», «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Русалка», «Аида», «Риголетто», «Травиата», «Кармен», «Чио-Чио-сан» и многие другие.
На кыргызском языке зрители увидели и сейчас могут посмотреть такие шедевры национальной классики, как оперы «Манас», «Ажал ордуна», «Олжобай и Кишимжан», «Курманбек», «Сепил».
ЕДИНСТВЕННЫЙ
ТЕАТР
РУССКОЙ ДРАМЫ
Государственный национальный русский театр драмы имени Чингиза Айтматова расположен в центре Бишкека. Его построили по проекту архитектора А.Альбански в 1972 году.
Актриса Галина Кетова 15 лет играет на сцене Русского драмтеатра. Она рассказала, что у актеров курьезные случаи происходят часто. Бывает, что артисты опаздывают на выход и им в буквальном смысле приходится проползать на нее.
Галина Кетова
актриса, заслуженная артистка Кыргызстана
Был спектакль «Он, она, окно, покойник». Это одна из самых первых моих больших ролей. По сценарию мы находились на 18-м этаже высотного здания, где было окно, из-за которого человек стал покойником. Актер Василий Ползунов забыл о своем выходе. Он должен был выходить с другой стороны сцены. В момент его реплики я услышала, что Василий буквально пролетел мимо окна. Мы отыграли сцену так, будто нам что-то померещилось
Был спектакль «Он, она, окно, покойник». Это одна из самых первых моих больших ролей. По сценарию мы находились на 18-м этаже высотного здания, где было окно, из-за которого человек стал покойником. Актер Василий Ползунов забыл о своем выходе. Он должен был выходить с другой стороны сцены. В момент его реплики я услышала, что Василий буквально пролетел мимо окна. Мы отыграли сцену так, будто нам что-то померещилось
В начале карьеры у артистки тоже случился казус – ей пришлось выползать на сцену.
«Мой старший коллега задержал меня, и мы пропустили выход. Когда поняли, что сцена уже открыта, пришлось проползать, чтобы в нужное время оказаться в нужном месте», - рассказала она.
Удивительно, но в театр ходит и молодежь. По словам Галины Кетовой, рекордное число молодых людей посетило храм искусства во время спектакля «Ромео и Джульетта».
«Есть проблема с походами в театр молодежи. Однажды меня попросили помочь сделать представление детям, я назначила репетицию в театре и с ужасом обнаружила, что дети не знают, где он расположен. Сейчас мы подружились и проблему устранили», - улыбается актриса.
То есть школьники знают, где находятся кафе, где расположены бары, но понятия не имеют, где в Бишкеке театры.
То есть школьники знают, где находятся кафе, где расположены бары, но понятия не имеют, где в Бишкеке театры.
Вместе с тем некоторые молодые люди путают кинотеатр с театром. Зачастую, говорит актриса, в школе и дома детям не объясняют правила поведения в театре.
Галина Кетова
актриса, заслуженная артистка Кыргызстана
Традиции и культура поведения теряются. Некоторые дети приходят на спектакль с попкорном и напитками. Приходится объяснять им, что так нельзя.
Традиции и культура поведения теряются. Некоторые дети приходят на спектакль с попкорном и напитками. Приходится объяснять им, что так нельзя.
Кыргызский
драматический
театр
Кыргызский национальный академический драматический театр имени Токтоболота Абдумомунова основали в 1926 году.
Его создали для агитации и пропаганды советской власти среди горного народа, но сначала это была всего лишь музыкально-драматическая студия в городе Пишпеке.
Первым ее руководителем стал актер русского театра из Ташкента Н.Еленин.
За 80 с лишним лет существования Кыргызская драма поставила около 500 спектаклей, по произведениям мировой и отечественной драматургии.
За 80 с лишним лет существования Кыргызская драма поставила около 500 спектаклей, по произведениям мировой и отечественной драматургии.
Наряду с произведениями Николая Гоголя, Уильяма Шекспира, Лопе де Веги в театре поставили спектакли по романам Чингиза Айтматова, Аалы Токомбаева, Мара Байджиева, Султана Раева и других.
Государственный драматический театр, Государственный театр оперы и балета и драматический театр стали самостоятельными художественными коллективами в 1941 году.
ТЕАТР
ДЛЯ САМЫХ ЮНЫХ
ЗРИТЕЛЕЙ
Он носит имя актрисы Бакен Кыдыкеевой, игравшей здесь в 1930-е годы.
Киргизский ТЮЗ создали в 1929 году, его главным режиссером стал Отунчу Сарбагишев. Репертуар театра по большей части состоял из так называемых классовых пьес. ТЮЗ отличался от других драматических и музыкально-драматических театров тем, что ставил пьесы по мотивам народных сказок, малых эпосов и дастанов.
В 1936 году в театре появилась актриса Бакен Кыдыкеева.

В 14 лет она сыграла Лауренсию в спектакле по пьесе Лопе де Вега «Овечий источник».
В 1943 году театр закрыли. В военное время не нашлось человека, способного занять кресло директора.
И лишь спустя 46 лет после закрытия театра,
в 1989-м,создали новую труппу
с таким названием.
И лишь спустя 46 лет после закрытия театра, в 1989-м,создали новую труппу с таким названием.
Театр юных зрителей, 1951 год
Воссозданный ТЮЗ поначалу придерживался эпико-сказочного направления, в репертуаре доминировали спектакли, созданные по мотивам кыргызских эпосов («Эр Тоштюк» Ж.Садыкова, «Кыз Сайкал» Н.Жундубаевой).
В 2000-е годы начали ставить современные пьесы. Среди них «Талант и судьба», «Чингиз и Бюбюсара», «Расстрел в Аксы, или Черные дни Боспиека», «Будь ты проклята, Жаныл Мырза-Саломея!» Ж.Кулмамбетова, «Я тоже хочу быть счастливой», «Надежда» Ч.Калыбековой.
ТЕАТР
КУКОЛ
Первый и единственный в республике театр кукол открылся 23 сентября 1939 года благодаря Марии Волковой. Она стала художественным руководителем, режиссером и артисткой театра.
Первая постановка - спектакль «Лисичка-сестричка». Первой пьесой кыргызского автора, поставленной в театре, стала сказка Омурбека Сарбагышева «Зарлык и Великан».
В 1945 году в театр пришел режиссер и драматург Виктор Швембергер. Он научил артистов сложной профессии кукловода, созданию интересных образов и хороших спектаклей.
Кыргызский государственный театр кукол поставил около 400 спектаклей различных авторов мировой, кыргызской и русской драматургии.
Кыргызский государственный театр кукол поставил около 400 спектаклей различных авторов мировой, кыргызской и русской драматургии.
Создание одной пьесы в театре кукол – дело непростое. Художник-оформитель и художник-бутафор должны создать образ, швеи – сшить костюмы, а мастера по механизму сделать так, чтобы у куклы все работало: голова поворачивалась, глаза двигались, открывались и закрывались.
По словам художника театра Азата Идирисова, чтобы создать образ одной куклы, требуется неделя, а то и две.
Азат Идирисов
художник кукольного театра
Сначала утверждается сценарий, затем художник думает над образом. Когда он приносит эскизы кукол и декораций, проводится художественный совет, вносятся необходимые поправки.
Сначала утверждается сценарий, затем художник думает над образом. Когда он приносит эскизы кукол и декораций, проводится художественный совет, вносятся необходимые поправки.
При разработке кукол художник должен создать общую атмосферу пьесы, передать образ персонажа.
Азат Идирисов
художник кукольного театра
Есть несколько видов кукол: тростевые, паркетные, планшетные. В Кыргызстане технологии позволяют создать только тростевые куклы. У нас нет марионеток.
Есть несколько видов кукол: тростевые, паркетные, планшетные. В Кыргызстане технологии позволяют создать только тростевые куклы. У нас нет марионеток.
К кукле есть определенные требования - она должна быть максимально легкой и прочной, а дети должны ее полюбить.
Актеры Кыргызского государственного театра кукол имени М.Жангазиева, 2017 год
За 80 лет театр кукол получил признание не одного поколения зрителей и неоднократно участвовал и побеждал в различных международных фестивалях.
Театральное искусство будет жить до тех пор, пока в зале будет сидеть хотя бы один зритель, ведь, как говорил чешский писатель Карел Чапек, у театра великая будущность, как у всего, что имело великое прошлое.
24.KG благодарит Центральный государственный архив
кинофонофотодокументов за помощь в подготовке материала.

Корреспондент: Аида Джумашова
Дизайнер: Надежда Хабичевская

© ОсОО "Информационное агентство 24.kg"
info@24.kg

24.KG благодарит Центральный государственный архив
кинофонофотодокументов за помощь в подготовке материала.

Корреспондент: Аида Джумашова
Дизайнер: Надежда Хабичевская

© ОсОО "Информационное агентство 24.kg"
info@24.kg