13:10, 20 октября 2018, Бишкек - 24.kg , Анастасия БЕНГАРД
Массовая критика новых учебников для 5-6-х классов, поступивших в школы республики в 2018 году, заставила чиновников созвать Координационный совет по стандартам и качеству образования. На заседании озвучили целый ряд проблем учебного книгоиздания.
«У нас нет учебниковедения как направления педагогических исследований, а во всем мире это очень мощная отрасль науки. Не всегда систематически идет работа с авторами. Нет предметной ассоциации для контроля качества учебников, поэтому мы вынуждены работать с отдельными школами и учителями. При этом многие педагоги не готовы апробировать учебники, подходить к этому критически и давать конструктивные замечания», — перечислила основные вопросы советник министра образования и науки Лариса Марченко.
Еще один важный фактор — отсутствие издательских домов. Отсюда проблемы с переводом и редактированием. Советник также отметила усложнение учебного материала: «Не всегда учитывается возраст учащихся, часто язык учебника не отвечает потребностям и возможностям детей. Кроме того, недостаточна связь между материалами учебника и последними научными исследованиями, что видно по последнему учебнику по географии для 6-го класса».Учителя считают, что апробация делается для того, чтобы сказать: «Да, все хорошо».
Лариса Марченко
Отдельное внимание на заседании совета уделили учебникам нового поколения для 5-6-х классов, в которых журналисты нашли сотни ошибок.
Всего отпечатано более трех миллионов экземпляров по 33 наименованиям.
Для их апробации определили 56 школ в регионах. Учителя дали положительные отзывы на учебники, именно поэтому они и пошли на тиражирование.Некоторые рукописи выбрали не от того, что очень хорошие, а потому что другие были хуже. Выбранная рукопись нуждалась в меньшей доработке.
Лариса Марченко
«Чтобы проверить учебник на наличие ошибок, нужно нанимать целый штат корректоров и редакторов. За это государство платит издательствам», — подчеркнула министр Гульмира Кудайбердиева.
Как после апробации книг в 56 школах учителя не смогли заметить столько ошибок? Как их не разглядели в КАО, министерстве, редакторы издательств? Всеобщая ли это безграмотность или просто халатный подход? Тут корректор не дочитал, там страничку пропустил, а где-то редактор не досмотрел?
Я думаю, что все-таки это халатность. Издательства должны были очень серьезно отработать вместе с экспертами. И те, и другие сделали это не очень хорошо. Но мне кажется, важнее теперь не столько наказывать, сколько исправлять.
Лариса Марченко
Стыдно ли министерству за то, какие книги оказались в распоряжении наших школ?
«В ведомстве понимают свою ответственность. Важно понять, как исправить это все. Поэтому просто сидеть и стыдиться... Надо работать над этим, и мы работаем», — ответила министр 24.kg.
Гульмира Кудайбердиева попросила подойти к вопросу конструктивно. «Проблема возникла не сегодня и не вчера. Она существует каждый год. Ежегодно мы издаем 3-4 наименования учебников, на это из бюджета выделяется 120 миллионов сомов. И ошибки — это системная проблема, которую нужно решать», — сказала она.
Почему нельзя перенять лучший зарубежный опыт и адаптировать какие-то учебники под Кыргызстан? Во-первых, это недешево, отмечают в министерстве.
«Но дело даже не в ценовой политике. Нашей независимости уже почти 30 лет, и мы должны работать над своими учебниками. Это наш национальный контент. Плюс учебники выполняют воспитательную функцию. Однако уровень подготовки отечественных авторов — это еще одна серьезная проблема. Но динамика положительная есть. Группы авторов готовят достаточно качественные учебники, к примеру, по кыргызскому и русскому языкам. Надо работать над обучением авторов», — подчеркнула министр.Адаптация одного учебника, предположим, российского, обошлась бы нам в 350 рублей. А учебник, издаваемый в Кыргызстане, обходится примерно в 100 сомов.
Гульмира Кудайбердиева
Что предлагает Минобразования для исправления ситуации? Повысить прозрачность процесса отбора и апробации учебника. Уже разработано новое Положение о конкурсе учебников.
Впервые за годы независимости разработано полноценное Положение об апробации учебников. Рукописи начнут проверять на плагиат.
А что делали последние 27 лет? Непонятно.
На апробацию планируют направлять две рукописи, чтобы определить, какая из них является лучшей. Кроме того, предлагают выбирать школы только Бишкека и Чуйской области, чтобы эксперты могли постоянно контактировать с учителями.
«Мы уже формируем базу данных квалифицированных педагогов. Будет предусмотрена их ответственность. Но, конечно, нужно решать вопрос и оплаты их труда», — рассказала журналистам глава Минобразования Гульмира Кудайбердиева.
Усиливается ответственность экспертов, которые теперь будут не только проводить анализ учебников до апробации, но и сопровождать этот процесс совместно с издательствами.
Минобразования предоставит каждому учителю, проводящему апробацию, ноутбук с постоянным доступом к интернету.
После каждого урока педагог будет заполнять электронный дневник с замечаниями и предложениями по доработке рукописи. Будет составляться черный список недобросовестных экспертов. Если специалист дважды дал заключение, несоответствующее сказанному учителем, то привлекаться к работе он больше не будет. Предусмотрено в этом случае и материальное наказание. Третья часть гонорара эксперту будет выдаваться только тогда, если его заключение и сказанное учителем совпадают.
Новые требования к конкурсу учебников будут использованы уже в этом году для отбора книг для 7-9-х классов.
Министерство также намерено разместить учебники, отобранные для апробации, в открытом доступе, чтобы высказать свои мнения и предложения по их улучшению могли педагоги, родители школьников и сами ученики.
...А тем временем наши дети продолжают заниматься по учебникам с ошибками. Пока издательства не заменят их на новые. Когда это произойдет, точно неизвестно.