www.24.kg
АЭРОПОРТ «ОШ»
Первые авиаотряды
и независимые рейсы
Вступление
Аэропорт в южной столице Кыргызстана работает давно. Некоторые источники в Интернете уверяют, что он действует с 1928 года.
Но развитие воздушная гавань получила лишь после обретения Кыргызстаном независимости. Сейчас это второй по значимости аэропорт республики.
Первые
полеты
Считается, что Ошский аэропорт действует с 1928 года. Но аэропортом в те годы его назвать было сложно. Гражданская авиация в Советской Киргизии только начала развиваться.
Первый полет кыргызские пилоты выполнили в 1933 году по маршруту Фрунзе – Рыбачье – Пржевальск.
Вскоре воздушные трассы в горном крае стали прокладывать одну за другой. Стали летать и в город Ош. Так, в 1934 году запустили рейс Рыбачье – Нарын – Узген – Ош, а в 1935-м – Фрунзе – Ош.
Но до полноценного развития авиации в республике, а с ней и аэропортов, было далеко. В составе авиаотрядов были в основном тихоходы. Да и летчики чаще всего выполняли санитарно-медицинские и сельскохозяйственные задания.
Они ликвидировали рассадники малярийных комаров в болотах, гнезда саранчи в труднодоступных местах, распыляли минеральные удобрения над колхозными полями. Вывозили из далеких селений людей для оказания срочной медицинской помощи.
Но авиация развивалась. В 1935 году в республику поступили самолеты новой модели – Р-5 с мотором в 700 лошадиных сил. Мощность использовавшихся тогда У-2 составляла лишь около 100 «лошадей». Благодаря новым самолетам значительно увеличился объем перевозок пассажиров и грузов.
В 1938 году Киргизский обком партии
решил строить аэропорты в Ошской
и Иссык-Кульской областях.
В 1938 году Киргизский обком партии решил строить аэропорты в Ошской и Иссык-Кульской областях.
Развивались и другие внутренние региональные аэропорты. А летом 1945 года правительство Киргизской ССР обратилось в Совнарком СССР с просьбой создать самостоятельное авиационное подразделение.
10 сентября 1945 года постановлением Совнаркома СССР, приказом начальника главного управления Гражданского воздушного флота в аэропорту «Фрунзе» на базе санитарного звена самолетов По-2 создали отдельную Киргизскую авиагруппу гражданского воздушного флота (КОАТГФ) с подчинением Москве. Она могла внутри республики планировать развитие гражданской авиации.
В связи с расширением применения авиации в народном хозяйстве создали 39-ю авиаэскадрилью. Она уничтожала малярийных комаров, перевозила почту, выполняла санитарные задания по доставке врачей, разбрасывала удобрения над полями.
Одно звено самолетов базировалось
в аэропорту «Джалал-Абад», другое –
в аэропорту «Ош».
В 1950 году в Киргизию начали поступать самолеты Ан-2. В 39-й эскадрилье пилоты И. Куц, В. Силкин, С. Журавлев, Михеев, Н. Щукин, В. Тимофеев выполняли полеты на самолетах По-2. Они же в 1955-56 годах освоили самолеты Ан-2.
В 1957-м 39-я авиаэскадрилья на самолетах Ан-2 и Як-12 перевозила пассажиров, рассеивала минеральные удобрения и боролась с вредителями на хлопковых полях.
Объем авиаработ в народном хозяйстве ежегодно увеличивался. В связи с этим приказом командира отдельной Киргизской авиагруппы на базе 39-й авиаэскадрильи организовали 238-й объединенный авиаотряд Киргизской отдельной авиагруппы.
В его состав входили две эскадрильи самолетов Ан-2 и Як-12. Одна базировалась в аэропорту «Джалал-Абад», другая – в аэропорту «Ош».
Новая жизнь
для аэропорта
По окончании строительства бетонной взлетно-посадочной полосы в мае 1963 года на самолете Ил-18 из аэропорта города Фрунзе в город Ош экипаж Фрунзенского авиаотряда выполнил технический рейс.
В салоне самолета находились технические эксперты, медицинские работники, журналисты.

Выполнял полет первый пилот Кыргызстана Ишенбай Абдраимов.
12 июня 1963 года здесь совершил посадку рейсовый лайнер Ил-18, совершивший перелет из Фрунзе. В 1965 году в аэропорту впервые приземлился самолет Ан-24.
В это время Киргизское управление гражданской авиации возглавлял Ишенбай Абдраимов. Выступая после первого полета в Ош, Ишенбай Абдраимов отметил четкую работу службы движения аэропортов Фрунзе и Оша и других служб, обеспечивающих данный полет.
Открытие рейса Фрунзе – Ош дало толчок дальнейшему развитию Ошского объединенного авиаотряда.

Из аэропорта на Ил-18 начались регулярные рейсы Ош – Фрунзе – Москва, Ош – Фрунзе – Адлер, Ош – Фрунзе – Новосибирск.
В 1960-е годы продолжилось увеличение объемов авиахимработ на полях колхозов и совхозов как в Ошской, так и в соседней Андижанской области. Осенью 1966 года Ошскую область наградили орденом Ленина. В этом была и заслуга сельхозавиации Ошского объединенного авиаотряда.
Экипажи самолетов Ан-2 Ошского объединенного авиаотряда в суровую зиму 1968-1969 годов оказали помощь колхозам и совхозам, когда животноводы с отарами овец и другим скотом оказались в тяжелом положении. Экипажи самолетов Ан-2 делали по 8-10 вылетов, доставляя животноводам корма, прессованное сено, продукты. Эти полеты спасли тысячи голов скота. Командование Ошского авиаотряда получило благодарственное письмо от Ошского обкома за своевременную помощь и четкие действия экипажей.
Юрий Кургановский, ветеран гражданской авиации
Экипажи самолетов Ан-2 Ошского объединенного авиаотряда в суровую зиму 1968-1969 годов оказали помощь колхозам и совхозам, когда животноводы с отарами овец и другим скотом оказались в тяжелом положении. Экипажи самолетов Ан-2 делали по 8-10 вылетов, доставляя животноводам корма, прессованное сено, продукты. Эти полеты спасли тысячи голов скота. Командование Ошского авиаотряда получило благодарственное письмо от Ошского обкома за своевременную помощь и четкие действия экипажей.
Юрий Кургановский, ветеран гражданской авиации
Новое здание
аэропорта
В 1966 году открылась авиалиния Ош – Москва. Старый аэровокзал не отвечал требованиям увеличения пассажирских перевозок. Решили строить новый.
Большое внимание и помощь в развитии Ошского авиаотряда оказывал секретарь обкома Султан Ибраимов. Он помогал реализовывать проекты по реконструкции аэропортов местных воздушных линий.
10 мая 1974 года сдали в эксплуатацию новый аэровокзал. Кроме того, построили стадион,
на котором проводились разные
спортивные соревнования между подразделениями аэропорта.
10 мая 1974 года сдали в эксплуатацию новый аэровокзал. Кроме того, построили стадион, на котором проводились разные спортивные соревнования между подразделениями аэропорта.
В авиагородке возвели несколько 4-5-этажных многоквартирных домов, детсад, общежитие. Запланировали строительство школы. Учеников в школу имени Кирова из аэропорта и обратно возил служебный автобус.
Продолжалась реконструкция аэропортов местных воздушных линий, их оснащение современными радиотехническими средствами.
Авиация спецприменения продолжала работать на самолетах Ан-2 на полях колхозов и совхозов Ошской и Андижанской областей, Целиноградской области Казахстана, перевозила пассажиров в аэропорты Баткена, Ала-Буки, Каравана, Исфаны, Кызыл-Кии.
В 1979 году Ошский объединенный авиаотряд пополнился вертолетами Ми-2. В те же годы Киргизское управление гражданской авиации начало эксплуатировать самолет Ту-154, на котором выполнялись полеты в Москву, Ленинград, Иркутск.
В 1984 году в аэропорту «Ош» ежедневно отправляли и принимали более
1,8 тысячи пассажиров.
В 1984 году в аэропорту «Ош» ежедневно отправляли и принимали более 1,8 тысячи пассажиров.
В аэропорту «Ош» для принятия самолета Ту-154 надо было удлинить взлетно-посадочную полосу на 600 метров. Новую ВПП построили в рекордно короткие сроки. По окончании строительства из Оша на Ту-154 начали летать во Фрунзе, Москву, Ленинград.
Независимая
история
Интересно, что международными перевозками аэропорт города Ош начал заниматься лишь с обретением Кыргызстаном независимости.
В августе 1992 года на баланс Ошского авиаотряда из аэропорта Фрунзе были переданы два самолета Ту-154. Тогда же построили международный сектор.
Первые международные рейсы в Оше стали принимать в 1992 году.
Первые международные рейсы в Оше стали принимать в 1992 году.
Но первые годы независимости стали тяжелым испытанием для Ошского аэропорта и авиаотряда. 7 октября 1996 года вышел приказ Национальной авиакомпании «Кыргызстан аба жолдору» о реорганизации летных подразделений. Этим документом упразднили подразделения самолетов Ан-2 и вертолетов Ми-2.
Руководство Ошского авиаотряда решило переучивать летный состав на Як-40. В 1997 году командир авиаотряда Вячеслав Мурашкин ходатайствовал перед правительством Кыргызстана о строительстве радиолокаторной станции (РЛС) в аэропорту «Ош». Идею поддержали.
В 1998 году в аэропорту «Ош» построили радиолокаторную станцию на выделенный Францией грант.

С ее вводом Ошский аэропорт внесли в реестр ИКАО (Международная организация гражданской авиации). В это же время он закрепил за собой название «Международный аэропорт «Ош».
В июне 2001 года в связи с реорганизацией Ошский филиал АО НАК «Кыргызстан аба жолдору» («КАЖ») разделили на Ошские филиалы АО «НАК «КАЖ» и АО «Международный аэропорт «Манас», а в октябре – на ГП Ошский филиал «Кыргызаэронавигация».
В 2007 году в связи с банкротством национального авиаперевозчика «Кыргызстан аба жолдору» Ошский филиал прекратил существование. Летчиков, инженерно-технический персонал, служащих и других специалистов уволили. Пилоты, инженеры, авиатехники устраивались в другие авиакомпании.
CОВРЕМЕННЫЙ
АЭРОПОРТ
Сейчас Международный аэропорт «Ош» входит в состав Ошского филиала ОАО «МАМ». Это второй по величине и пассажиропотоку аэропорт в республике и один из крупнейших в Ферганской долине.
Основное назначение аэропорта – обеспечение потребностей в авиаперевозках всего южного региона Кыргызстана, центром которого является город Ош.
В июле 2018 года завершен очередной этап строительно-монтажных работ по расширению здания аэровокзала аэропорта «Ош». Его зал ожидания расширили до 1500 квадратных метров.
В аэропорту «Ош» пассажиропоток увеличивается ежегодно, в связи с этим возникла необходимость расширения и модернизации аэровокзала. В последние три года аэропорт активно расширяют и обустраивают.
Председатель правления ОАО «МАМ» Эмир Чукуев в своей работе делает акцент на расширение региональных аэропортов, чтобы они отвечали современным требованиям и могли принимать как можно больше пассажиров.
Сегодня в аэровокзальный комплекс входят залы прилета и вылета, VIP-зал и зал официальных делегаций. Это все влияет на комфорт и качество обслуживания пассажиров и ведет к увеличению пропускной способности аэропорта «Ош». Сейчас она составляет 450-500 пассажиров в час.
На данный момент общая площадь аэровокзального комплекса международного аэропорта «Ош» составляет около 9250 квадратных метров. В 2015-м площадь аэровокзала составляла более 3500 квадратных метров. В этом году в аэропорту заработал автоматизированный паркинг. Сейчас удлиняется взлетно-посадочная полоса еще на 400 метров.
Светлое
будущее
Аэропорт «Ош» уверенно растет. Если в 2008 году через воздушную гавань прошло 275,5 тысячи пассажиров, то в 2017-м – уже 1 миллион 358,9 тысячи человек. Это второй показатель после аэропорта «Манас» в Бишкеке.
Сейчас в аэропорт «Ош» выполняют регулярные рейсы семь авиакомпаний: три отечественных и четыре иностранных. Партнерами аэропорта являются крупнейшие российские и зарубежные авиаперевозчики, связывающие Ош с десятками городов по всему миру. Маршруты охватывают страны СНГ, Азии и Ближнего Востока.
Аэропорт наращивает динамику перевозок как на международных, так и на внутренних направлениях путем открытия новых перспективных маршрутов и увеличения частоты полетов на существующих направлениях.
24.KG благодарит Центральный государственный архив
кинофонофотодокументов и пресс-службу аэропорта «Манас»
за помощь в подготовке материала.

Корреспондент: Татьяна Кудрявцева
Дизайнер: Надежда Хабичевская

© ОсОО "Информационное агентство 24.kg"
info@24.kg

24.KG благодарит Центральный государственный архив
кинофонофотодокументов и пресс-службу аэропорта «Манас»
за помощь в подготовке материала.

Корреспондент: Татьяна Кудрявцева
Дизайнер: Надежда Хабичевская

© ОсОО "Информационное агентство 24.kg"
info@24.kg