11:00, 23 апреля 2023, Бишкек - 24.kg , Татьяна КУДРЯВЦЕВА
Автомобилисты часто удивляются, почему в бак входит больше топлива, чем заявленный объем. Чаще всего причиной называется недолив топлива. Но как доказать, что вас обманули на заправке? На самом деле сделать это крайне сложно.
Недолив не всегда тому виной. Причины могут быть куда проще. Несколько дополнительных литров вмещает горловина бака. Да и к тому же сами владельцы порой ошибаются с оценкой количества топлива, оставшегося в баке.
Индикатор запаса топлива на панели — прибор не слишком точный. Поэтому не стоит ему полностью верить.
У некоторых автомобилей в бортовом компьютере есть функция, позволяющая оценить остаток топлива с точностью до литра: с точки зрения нормативов это все равно очень грубо, но лучше аналоговой шкалы.
Если недолив серьезный, то он вполне будет заметен и по топливомеру. Но это довольно редкие случаи. Чаще всего заправщики так топорно не работают. Недоливы если и есть, то они минимальны. Если все же подозреваете заправку в недоливе, то потребуйте измерить количество топлива мерником объемом 5 или 10 литров. Этот прибор имеет точную шкалу.
При конфликтах на АЗС могут предложить свой мерник. И совсем не факт, что результат будет в пользу потребителя.
Частнику проще изготовить «мерник» самостоятельно. Например, из канистры, тарировав его с помощью емкости известного объема — наверняка она есть на вашей кухне. Не пытайтесь использовать пластиковую тару. В большинстве случаев на АЗС отказываются заправлять топливо в такие канистры.
Это весьма спорное утверждение. В каждом конкретном случае нужно разбираться отдельно. Но доля истины в этом обвинении есть. Все дело в том, что топливо имеет такой состав, из-за которого крайне сложно измерить его точные объемы.
К тому же законодательством установлены нормы, на которые может отличаться объем топлива. И зависят они, помимо всего прочего, от температуры воздуха.
Так, при температуре +20 градусов допустимая погрешность составляет 0,25 процента, или 25 миллиграммов топлива на 1 литр. В более жаркий период допускается погрешность 0,5 процента, что составляет 50 миллиграммов на 1 литр.
На каждой АЗС есть книга жалоб. В нее стоит написать свое обращение. Кроме того, у большинства поставщиков топлива есть горячие линии, на которые принимаются претензии. Лишние скандалы и дурная слава крупной компании не нужны. Поэтому они примут заявление и будут разбираться. Главное, чтобы у вас был хотя бы чек, который доказывает факт заправки топлива именно на этой АЗС.
Также можно обратиться с заявлением в Госэкотехинспекцию по телефону общественной приемной — 0312563027. Именно этот госорган уполномочен проверять заправки на соблюдение норм и правил. При подозрении на недолив водитель может также обратиться в орган защиты прав потребителей. Например, с жалобой можно обратиться в Служба антимонопольного регулирования. При наличии доказательств можно даже подать на АЗС в суд.
Но самый очевидный и действенный способ вмешаться в ситуацию и изменить ее — предать проблему огласке, указав адрес и название заправки. Например, можно отправить сообщение 24.kg в WhatsApp по номеру 0555312024. Но помните, что важно не выходить за рамки фактов и действовать строго в рамках закона.
Водителю трудно предотвратить недолив бензина. Но все же есть несколько простых правил, которые помогут избежать неприятностей. Например, при подозрении не недолив можно заправить топливо в канистру. Обычно АЗС отказываются наливать ГСМ таким образом. Тогда можно схитрить. Автолюбитель может подъехать к бензоколонке на авто, но наливать топливо не в бак, а в отдельную емкость.
Кроме того, стоит внимательнее наблюдать за прозрачным пластиковым окошком на пистолете и следить, чтобы там не было пузырьков. Если пузырьки есть, это значит, что в бак вместе с топливом поступает воздух. Увидели, что так происходит, смело вытаскивайте пистолет из бака и предъявляйте претензии.
Из этой ситуации вытекает и еще одно правило: не вставлять пистолет в бак до того, как начнется заправка.
Сначала оплатите топливо, потом вставьте пистолет в бак и заправляйтесь. Так будет проще контролировать процесс.
Лучше не пользоваться услугами сомнительных АЗС или заправщиков топлива. Чаще всего они могут продавать контрабанду. В этом случае сложно будет что-то предъявить продавцу в случае подозрений на недолив или плохое качество ГСМ.
Попытка сэкономить пару сомов на заправке может дорого обойтись, если придется ремонтировать двигатель автомобиля.
Кроме того, крупные и известные компании-нефтетрейдеры стараются соблюдать все правила и законы. Их регулярно проверяют государственные органы. К тому же негативные отзывы о работе могут отпугнуть клиентов. В условиях серьезной конкуренции на топливном рынке этого стараются избегать.