17:30
USD 69.25
EUR 81.03
RUB 1.03

100 сомов за регистрацию телефона. Нас услышали! Проект будут дорабатывать

На этой неделе гражданское сообщество было взбудоражено очередной инициативой власти, касающейся регулирования оборота мобильных устройств в стране. Благодаря бурной негативной реакции кыргызстанцев на «сырой» проект Госкомсвязи об обязательной платной регистрации телефонов, которую дополнительно усилила пресс-конференция инициаторов проекта, кабмин своевременно включился в обсуждения и внес ясность в этот острый вопрос.

Аппарат правительства заверил, что «кыргызстанцы не будут оплачивать регистрацию или перерегистрацию мобильных устройств (IMEI кодов). Ни сейчас, и ни позже, когда проект постановления об идентификации устройств вступит в силу».

Сами правила будут доработаны специально созданной рабочей группой с учетом замечаний и предложений, предоставленных общественностью.

Что нужно учесть госчиновникам при доработке и на какие вопросы ответить?

1. Почему регистрацию телефона пытаются обязательно связать с мобильным номером абонента?

В своих выступлениях председатель Госкомсвязи сослался на требования Закона об электрической и почтовой связи: «Регистрация мобильных устройств заложена в Законе КР, который был дополнен еще в 2013 году. Закон предусматривает внесение в базу данных Государственной системы идентификации международных идентификаторов (IMEI-кодов), присутствующих на каждом мобильном телефоне».

НО! Нигде в законе не сказано, что регистрация мобильного устройства должна производиться с жесткой привязкой к номеру конкретного пользователя. Так как не может в законе быть положения, которое нарушает права и свободы гражданина.

В целях ограничения ввоза контрафактных мобильных устройств достаточно создания базы телефонов, внесенных в «белый список», (которым разрешен беспрепятственный доступ к сетям любых операторов), или «черный» (украденных или контрафактных устройств, которым доступ запрещен), без привязки к персональным данным владельца — то есть безотносительно к тому, кто будет пользоваться этим телефоном. Такова изначальная идея, заложенная ассоциацией GSM-операторов для точечного противодействия контрабанде и производству несертифицированных устройств.

Предложенный же госчиновниками вариант вызывает массу вопросов.

Если телефон при ввозе прошел процедуру регистрации — зачем необходимо привязывать его к какому-то абонентскому номеру? Почему нужно ограничивать людей в их свободе распоряжаться товарами повседневного потребления?

Для чего необходимо согласовывать с государством случаи, когда вы захотите передать его, подарить или сменить оператора связи?

Совершенно свободно должны работать и другие любые телефоны, уже используемые гражданами на момент внедрения правил о регистрации. Закон обратной силы не имеет. К данным устройствам должна примениться безусловная амнистия навсегда, а не ограниченная шестью месяцами с жесткой привязкой к номеру сим-карты конкретного оператора. Недопустимо перекладывать ответственность за отсутствие контроля на простых граждан.

А для идентификации абонентов — нужно использовать предназначенные для этого методы — персонификацию абонентов при заключении договора с оператором связи, а не изыскивать возможность привязать по сути обычный товар (такой же, как компьютер, телевизор, чайник...) к персональным данным абонента.

2. Действительно ли так необходима и обязательна регистрация телефонов в Кыргызстане, как это преподносят чиновники Госкомсвязи?

На текущий момент известно о полноценном внедрении процедуры регистрации телефонов с параллельной персонификацией (привязкой к абонентскому номеру) всего в двух странах — Турции и Азербайджане. Согласитесь, не такой уж большой опыт. При этом по информации из открытых источников, известно, что в Турции внедрение прошло в далеком 2006 году, в момент становления операторов мобильной связи. В Азербайджане внедрение происходило позже и сопровождалось значительными затруднениями и негативным влиянием на развитие телекоммуникационного рынка в стране, снижением доступности услуг мобильной связи.

В соседнем Казахстане было принято решение о внедрении регистрации в следующем году, но пока рано говорить о его результатах. Аналогичные проекты долго обсуждаются в России и Беларуси, но финальное решение не принято до сих пор, так как велика вероятность негативного влияния — как на абонентов, так и на сам сектор мобильных услуг, при неочевидном экономическом влиянии на пополнение госказны за счет увеличения сборов.

Действительно ли Кыргызстану необходимо так срочно реализовывать такой проект, который в перспективе может оказать негативное влияние на миллионы абонентов, чтобы попытаться решить проблему с раскрытием правоохранительными органами нескольких тысяч дел о кражах мобильных телефонов? Можно ли такой подход считать рациональным и обоснованным?

3. Во сколько, на самом деле, может обойтись налогоплательщикам внедрение данной системы?

Госкомсвязи сообщил, что «деньги на создание системы для идентификации телефонов из бюджета выделяться не будут. Их направят из тех средств, которые оплатят импортеры новых сотовых аппаратов». Где чиновники планируют их взять, если, по их же информации, импортеры начнут в полном объеме платить за ввоз после запуска проекта? А через какое время эти затраты будут компенсированы, если Госкомсвязи планирует взимать с импортеров всего 100 сомов за регистрацию одного телефона?

Исходя из международного опыта, с учетом текущего количества пользователей телефонов, для реализации системы потребуется несколько миллионов долларов.

Так, по данным международных интеграторов систем регистрации, итоговые затраты в той же Турции составили значительно больше 15 миллионов долларов США без учета постоянных эксплуатационных затрат. Быть может, интересно само распределение многолетнего бюджета, который потребуется найти на реализацию и поддержание работоспособности системы?

При этом нужно учитывать, что стоимость регистрации импортер возложит на плечи покупателей — сбор за каждый ввозимый телефон — те же 100 сомов плюс НДС — будет включен в стоимость телефонов. Знаете ли настолько справедливого предпринимателя, который при введении государством новых сборов снизил бы свою выручку, а не увеличил бы цену товара? Более того, бизнесмены уже заявили о том, что «если введут обязательную регистрацию... соответственно цены вырастут».

4. Какие доработки нужны и почему нельзя принимать скоропалительное решение о внедрении регистрации уже в 2019 году?

Ознакомившись с вынесенным на общественное обсуждение проектом и многочисленными комментариями специалистов комитета, депутатов, экспертов и простых граждан, можно сделать однозначный вывод — проект требует существенной доработки. Если несмотря на все крайне негативные факторы, инициатива будет одобрена премьер-министром, в первую очередь должны быть доработаны следующие положения правил:

— Необходимо корректно выполнить финансово-экономический расчет и обоснование целесообразности внедрения подобной системы с учетом затрат как со стороны государства, так и со стороны участников процесса.

— При доработке правил нужно вносить ряд соответствующих изменений во все нормативные правовые акты, иначе мы в очередной раз можем получить неисполняемые законы и выброшенные на ветер деньги налогоплательщиков.

Например, при ввозе телефонов в Кыргызстан импортер должен их зарегистрировать. Очевидно, что производить таможенную «очистку» и разрешать ввоз устройств на территорию страны можно только после подтверждения Госкомсвязью его регистрации. В противном случае (при несоблюдении данной последовательности) для импортера не будет смысла самому регистрировать телефоны. Это приведет к тому, что покупатель телефона в течение 60 дней с момента покупки сам должен будет его зарегистрировать. На сегодняшний день согласно действующим правилам, регулирующим розничную торговлю, отсутствуют основания для возврата товара в такой ситуации. Отсутствуют и требования в Таможенном кодексе о допуске телефона в страну только после получения подтверждения его регистрации от Госкомсвязи.

— Как уже упоминалось ранее, нужно решить серьезный вопрос с организацией сети пунктов регистрации телефонов с обеспечением их шаговой доступности, или предусмотреть и закрепить в проекте организацию государственного портала, на котором можно будет пройти онлайн-регистрацию. Оба варианта требуют тщательной оценки технологических аспектов реализации и определения источника финансирования. Так как данная работа, судя по предложенной редакции правил, до сих пор проделана не была, заверения представителей Госкомсвязи о том, что нет поводов для беспокойства, совсем уж не соответствуют действительности.

Вряд ли можно найти хоть одного человека, который бы не понимал важность борьбы с «серым» ввозом мобильных устройств для страны. Это, безусловно, нужно Кыргызстану для получения налогов в полном объеме.

Но, с учетом приведенных факторов, целесообразнее и важнее будет сначала обеспечить соблюдение порядка на границе при ввозе, отменить применяемые минимальные ставки определения таможенной стоимости телефонов и осуществлять более эффективный контроль ввозимых моделей телефонов.

Если все-таки первоочередной целью внедрения правил является тотальный контроль абонентов для борьбы с террористами и правонарушителями, то выбранный метод оказывает неоправданно негативное влияние на жизнь добропорядочных граждан. Нужно перенимать мировой опыт и сосредоточить усилия на приведении в порядок данных, которые абоненты предоставляют при регистрации сим-карт.

Напрашивается очевидное решение сложившегося диспута между Госкомсвязи и общественностью — отложить внедрение проекта и вернуться к обсуждению с учетом результатов внедрения в соседних Казахстане и России, а не тренироваться на 7 миллионах собственных граждан, особенно с учетом того, что перед Кыргызстаном сейчас стоят другие, требующие немедленного решения экономические вопросы.

Популярные новости
Бизнес