14:00, 09 июля 2018, Бишкек - 24.kg , Юлия КОСТЕНКО
Кыргызско-японская экспедиция в составе Института истории и культурного наследия Национальной академии наук КР и Университета Тейке обнаружила на городище возле села Ак-Бешим уникальную каменную кладку — напольную мозаику с орнаментом из цветов. Находка датируется VII-VIII веками нашей эры. Она вызвала интерес археологов не только из Кыргызстана, но и Японии и Китая.
Работами руководят археологи Бакыт Аманбаева и Казуя Ямаучи. Бакыт Аманбаева рассказала ИА «24.kg», с какими трудностями столкнулась экспедиция.
Местные власти элементарно не могут гарантировать сохранность мозаики. На территории городища выпасают скот.
В то время открыты первый буддийский храм, погребальный зороастрийский комплекс, христианская церковь, остатки замка, длинные стены вокруг городища. Именно эти раскопочные работы принесли городищу мировую известность.
В 1961 году в Англии опубликована работа Генриха Клоусена, в которой он на основании анализа письменных источников и археологических данных приходит к выводу, что городище Ак-Бешим является руинами известного исторического города Суяба — столицы государственных образований западных тюрок, тюргешей и карлуков.
В конце VII — первой половине VIII века здесь располагался гарнизон танского Китая.
Большинство исследователей признали это мнение. Окончательную точку в этом споре поставили после расшифровки надписи из одиннадцати строк на китайском языке, выбитой на фрагменте каменной плиты, найденной на городище в 1982 году. В надписи упоминаются гарнизон крепости Суе и имя китайского наместника западного края Ду Хуая. Сомнений не осталось: в Ак-Бешиме находился Суяб.
«На Ак-Бешиме впервые в Средней Азии раскопали буддийские храмы. Суяб как столица каганатов всегда привлекал внимание», — рассказала она ИА «24.kg».
Археологи раньше говорили, что на Ак-Бешиме после дождя можно найти целую тележку монет. Действительно, эти места богаты на находки.
На всю республику насчитывается 14 археологов, из которых 10 имеют право проводить раскопки.
С 1962 года в Кыргызстане нет реставраторов, хотя кафедры в университетах есть.
«Судя по письменным источникам, что китайцы сами трижды разрушали Суяб и, наверное, храмы в том числе. Очень недолго были здесь и тибетцы, за ними карлуки и караханиды. Существует версия, что они, как прозелиты, не хотели жить в городе, заселенном иноверцами. Это было одной из причин, по которой они основали новую столицу. Раньше исследователи проводили точечные раскопки, в результате которых находили преимущественно культовые сооружения. Нам же хотелось понять архитектурно-планировочную структуру города», — отметила археолог.
С японскими коллегами заложен раскоп в центре города, каковым является шахристан-1, и найдена центральная магистраль города, мощеная шлаком, вдоль которой зачищены выкладки из сырцовых кирпичей, и остатки строений.
На втором шахристане под слоем черепицы, обнаруженной в 2017 году, археологи нашли мозаику, выложенную из камней-окатышей разных цветов. Дорожки четко обрамляются жжеными кирпичами, рядом с ними зачищен резервуар для воды.
«Поиски аналогий уводят нас в одну из провинций Китая, где раскопано подобное сооружение. Совпадает даже орнамент. Таким образом оформлялись дорожки в садово-парковых комплексах раннего Средневековья. Есть информация о том, что в 679 году наместник Ду Хуай в Суябе построил укрепление с башнями и несколькими воротами в каждой стене. А мы копаем как раз внутри торткуля на территории второго шахристана. Возможно, мы вскрыли часть паркового комплекса, расположенного вокруг какого-то монументального сооружения. Но все это пока наши предположения», — отметила Бакыт Аманбаева.
Как рассказала Бакыт Аманбаева, многие экскурсоводы не знают историю Суяба и не могут рассказать иностранцам о его достопримечательностях.
Еще одна проблема — трансформация земли. Отдельные участки отнесены к охранной зоне, а большая часть городища — буферная зона, где можно заниматься хозяйством.
Раскопки же проводятся на привлеченные гранты. Государство не выделяет денег на плановые археологические исследования. Местные власти не могут оказать реальной поддержки, напротив, зачастую просят помочь им в решении своих хозяйственных проблем.