Маданият — Джалал-Абад. Еще одна дорога, еще один скандал
10:00, 06 июля 2018, Бишкек - 24.kg , Татьяна КУДРЯВЦЕВА
Для строительства дороги Маданият — Джалал-Абад подрядчика не могли выбрать четыре года. Для этого даже пришлось договариваться с донором проекта о продлении сроков строительства. Подрядчика выбрали в этом году. Но вместо стройки Кыргызстан ждет очередной дорожный скандал.
Четыре года на переговоры
В 2014 году Кыргызстан и Евразийский банк развития подписали соглашение о выделении $60 миллионов на реализацию четвертой фазы строительства дороги Бишкек — Ош. Речь идет об участке от села Маданият до города Джалал-Абада. Но в этом году Министерство финансов внесло на рассмотрение парламента проект дополнительного соглашения о предоставлении инвестиционного кредита на реконструкцию участка дороги Маданият — Джалал-Абад.
Оказалось, что за четыре года проект так и не продвинулся. Тендер на его реализацию объявили только в июне 2017 года.
По словам министра транспорта и дорог Жамшитбека Калилова, при выборе консультанта банк 70 дней рассматривал вопрос. Еще 20 дней понадобилось на то, чтобы выбрать подрядчика. Кроме того, было много комментариев банка относительно документов, которые представил Минтранс.
«Банк не мог найти закупщика, так как выбирал впервые. Он не мог определиться: провести закупки по правилам Азиатского банка развития или Всемирного банка», — рассказал Жамшитбек Калилов.
В итоге президент Сооронбай Жээнбеков ратифицировал дополнительное соглашение лишь 29 июня 2018 года. К этому времени Министерство транспорта и дорог определилось и с подрядчиком для строительства трассы.
Азербайджанская компания ОсОО «АзВирт» предложила наименьшую цену — 3 миллиарда 536,4 миллиона сомов. Продолжительность контракта — 36 месяцев. Именно она в итоге и стала победителем тендера.
Контракт предусматривает подготовку детального проекта и строительство дороги.
В сообщении пресс-службы президента указывалось, что во время контрактных переговоров между Министерством транспорта и дорог и подрядной организацией Azvirt (Азербайджан) согласовано применение убытков (штрафных санкций) от задержки строительных работ по вине подрядчика в размере 19 процентов от стоимости контракта. В других контрактах на гражданские работы убытки от задержки составляют 10 процентов.
Дорожное лобби в действии
Любые дорожные проекты в Кыргызстане уже давно стали символом коррупционных скандалов. За годы независимости ни один крупный проект не удалось реализовать без нареканий. И дорога Маданият — Джалал-Абад не стала исключением.
Работы на участке еще не начались, а вот разборки между участниками тендера в самом разгаре.
Тендерные предложения подали четыре компании — Xinjiang Beixin Road & Bridge Group Co. (Китай), Gezhouba Group Company (Китай), ООО «Корпорация «Евротракт» (Россия), ОсОО «АзВирт» (Azvirt, Азербайджан). Тендерная комиссия признала заявки первых трех компаний не соответствующими требованиям.
Российский участник тендера — ООО «Корпорация «Евротракт» заявила, что при проведении конкурса имел место сговор между чиновниками Минтранса и победителем.
В распоряжении ИА «24.kg» оказалось письмо, которое компания отправила в Жогорку Кенеш — депутатам комитетов по правопорядку и транспорту. В документе указано, что тендер объявили еще 31 июля 2015 года. Но по непонятным для участников причинам, без разъяснения и информирования Министерство транспорта и дорог затягивало с его проведением. Вызывают озабоченность у российской компании факты нарушения процедуры вскрытия тендерных заявок.
ООО «Евротракт» считает, что азербайджанская компания Azvirt намеренно подала заявку последней, чтобы ее тендерное предложение вскрыли уже после того, как станут известны цены остальных участников.
«После вскрытия тендерного предложения на доске была зафиксирована первоначальная сумма тендерного предложения — 3 миллиарда 802,5 миллиона сомов. Казалось бы, на этом процедура вскрытия должна была закончиться. Но вдруг один из членов комиссии — Мелис Алысатаров спросил у Azvirt о наличии скидки. Вопрос о скидке при вскрытии предложений других участников тендера не поднимался. Представитель Группы реализации инвестиционных проектов раскрыл тендерный пакет Azvirt. После беглого поиска заявил о наличии скидки в 7 процентов», — написал директор российской компании Валерий Шалимов.
При этом он отметил, что по условиям предоставления тендерной документации заявление о скидке должно было быть предоставлено в едином письме-заявке претендента.
О скидке должно было быть объявлено заранее, вместе с озвучиванием основной суммы контракта.
Представители «Евротракта» также отметили, что, согласно руководству Всемирного банка по закупкам, предложенная претендентом скидка должна быть зафиксирована на видео и предоставлена другим участникам тендера для ознакомления. Но этого не было сделано.
«Мы считаем, что в тендерном предложении Azvirt было несколько предложений с различными размерами скидок. А все действия позволили манипулировать конечной ценой предложения. В этой связи просим дать поручение провести тщательное расследование обстоятельств произошедшего, так как были нарушены права добросовестных участников тендера», — заключил Валерий Шалимов.
Знакомое лицо
Интересно, что в неприятной истории вновь всплывают вместе компания Azvirt и имя Мелиса Алыпсатарова. Напомним, что азербайджанская компания стала известна благодаря участию в тендере на реконструкцию автодороги Бишкек — Кара-Балта.
Тогда, напомним, разразился грандиозный скандал. Китайская компания China Railway № 5 предложила за контракт $70,2 миллиона, а Azvirt чуть больше — $82,8 миллиона. Причем именно предложение азербайджанцев эксперты называли более подходящим. Несмотря на заверения экспертов о возможных проблемах при реализации проекта, донор — Азиатский банк развития — выбрал победителем китайскую компанию China Railway № 5.
Azvirt называли наиболее вероятным победителем тендера на реконструкцию автодороги Бишкек — Кара-Балта. Но АБР сделал выбор в пользу китайской компании.
Как и с дорогой Маданият — Джалал-Абад, при проведении тендера на реконструкцию автодороги Бишкек — Кара-Балта возникли споры. Прозвучало и имя Мелиса Алыпсатарова — начальника управления автомобильных дорог Минтранса. Именно он активно лоббировал интересы Azvirt и даже писал письма в ГКНБ с требованием проверить China Railway № 5 на предмет ее надежности. Экс-министр транспорта Замирбек Айдаров даже отстранял его от должности главы рабочей группы по переговорам, но новый министр Жамшитбек Калилов вновь вернул его на место.
В первый раз протащить проект Azvirt Мелису Алыпсатарову не удалось. Похоже, что во второй раз у него все получилось. Более чем удачно.